Ашимбаев: чистка корпуса А формализована

Казахстанские политологи по-разному оценивают итоги тестирования госслужащих, но в одном их мнения сходятся. В интервью корреспо...

Казахстанские политологи по-разному оценивают итоги тестирования госслужащих, но в одном их мнения сходятся. В интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz эксперты выразили сомнения, что новоприбывшие кадры могут оказаться не столь эффективными руководителями.  
 
Отметим, результаты тестирования государственных служащих на знание законов РК показали, что треть госуправленцев высшего корпуса  не набрали пороговое значение. И, как сообщал глава агентства по делам госслужбы  РК Алихан Байменов, в сентябре текущего года корпус «А» может обновиться минимум на 30%.
 
Политолог Данияр Ашимбаев подобный подход  к «чистке» кадров считает формализованным и неэффективным. По его мнению, обновление аппарата госуправления грозит вылиться негативными последствиями.

«Мы сейчас можем потерять ту часть аппарата, которая долго работала и работала достаточно эффективно. У меня есть ощущение, что мы сейчас столкнемся с серьезным дефицитом квалифицированных кадров на среднем уровне госуправления. То есть поименные списки еще не опубликованы, но та статистика, которая видна, говорит о том, что сейчас нужно будет заполнить много новых вакансий. Я не уверен, что сейчас по итогам тестирования мы имеем достаточно большой запас тех, кто мог бы заполнить эти вакансии оперативно», - сомневается эксперт.

Принцип отбора госслужащих не отображает конкретные качества госуправленцев. Так как формальная тестовая база для госслужащих аналогично ЕНТ в школах акцентирует внимание на «зубрешке», вместо навыков логического мышления, говорит Данияр Ашимбаев.

Эксперт считает, что в целом законодательные нормы не в силах повлиять на устоявшуюся ситуацию в госслужбе. Сформировать эффективный аппарат госуправления, полагает он, можно только политической волей.  
«У нас очень много неформальных систем управления, неформальных связей, неформальных способов действия. И эти неформальные системы влияют на кадровую политику, на общие принципы работы. На много более сильно, нежели законодательные нормы. Понятно что, в принципе законодательство не может их учитывать. Даже пресекать толком не может», - говорит политолог.

В качестве примера, Данияр Ашимбаев  приводит закон «О правительстве» (2007 года), в котором были разделены функции политических руководителей министерств и руководства аппарата кадровой политики и госзакупок, которое ушло введение ответственных секретарей ведомств.

«Если мы посмотрим на коррупционные скандалы последних лет, видно, что ответсекретари брать на себя ответственность за хозяйственную деятельность стали не всегда. Напротив многие министры, вице-министры, контроль за этими вопросами не выпустили их рук. То есть прямая норма закона, не сработала в принципе. Мы видим, что аппарат достаточно легко поддается на формализованные меры воздействия, но вместе с тем общий принцип работы не меняется», - отмечает эксперт.

Несколько иного мнения придерживается политолог Эдуард Полетаев. Он считает, что проблем с заменой чиновников не возникнет. Статистика итогов тестирования госслужащих показывает, что кадровые потери вполне покрываемы новыми людьми.

«Найти можно из тех же заместителей, тех же акимов, которые, кстати говоря, и смогли пройти эти тесты. Другое дело, насколько они будут способны находиться на первом, а не на втором месте. Не секрет, что многим людям в качестве заместителей, которые не всегда ответственны за принимаемые решения, работать удобнее в определенной степени. И это не столь серьезное «облысение» государственных кадров. И потери особенно чувствуются на низовых уровнях. И их можно покрыть чиновниками из более высокого уровня», - говорит Эдуард Полетаев.
О необходимости реформирования госуправления в стране говорилось давно. Вопрос качества государственных служащих не раз поднимался президентом Казахстана, напомнил он. Эксперт удивлен первыми результатами действия реформы. Однако, отмечает аналитик, благополучные результаты тестирования еще не говорят о том, что кандидат окажется эффективным руководителем.

 «То есть нужна определенная «начальская» харизма, умение договариваться, умение быть компромиссной фигурой для населения того или иного района или городского образования. И не факт, что это может сделать тот человек, который способен пройти эти тесты. Поэтому здесь первый урок очень важный и значимый – то, что политические и государственные служащие в Казахстане стали более теоретически подкованными», - полагает Эдуард Полетаев.
В качестве одного из метода повышения теоретического уровня госуправленцев, эксперт считает разумным проводить еженедельные курсы для госслужащих.

Также политолог отметил положительные моменты в тестировании. В частности, результаты реформы госаппарата показали, что не было какого-то серьезного вмешательства со стороны высших государственных чиновников на процесс этого тестирования. Что свидетельствует о том, что верховная власть в целом заинтересована в усилении кадрового потенциала госслужащих в стране, считает он.

В свою очередь, слишком частые проверки госслужащих на теоретическую способность могут негативно отразиться способностях чиновника принять решения, довести какую-то проблему до нужного знаменателя. Поэтому политолог не рекомендует подобными испытаниями на профпригодность выводить госуправленцев из равновесия.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤