В Астане готовили теракт во Дворце мира и согласия
Подозреваемые в терроризме планировали взорвать Дворец мира и согласия в Астане и организовать взрыв при открытии столичного теа...Подозреваемые в терроризме планировали взорвать Дворец мира и согласия в Астане и организовать взрыв при открытии столичного театра оперы и балета с участием высокопоставленных должностных лиц РК. Об этом сегодня сообщила прокурор Малика Шашдаулетова, передает агентство КазТАГ.
Такие действия, по мнению государственного обвинителя, хотела совершить террористическая группа, возглавляемая Кошалаковым. «Для этого Шарипов, негативно воздействуя на свою мусульманскую жену, несовершеннолетнюю Нургалиеву, начал готовить ее в качестве смертницы с целью совершения самоподрыва во время торжественного открытия театра оперы и балета в Астане с участием высокопоставленных должностных лиц РК», - добавила Шашдаулетова.
Согласно обвинительному заключению, члены террористической группы планировали завладеть имуществом «неверных». Часть средств, добытых преступным путем, террористы хотели направить на Кавказ в качестве материальной помощи боевикам, принимающим участие в терактах. А другую часть – потратить на приобретение оружия и совершения терактов в Астане.
«Для достижения своих преступных целей они также планировали использовать ранее похищенные Шариповым и Абдикеровым в Жезказгане патроны и учебный автомат, который намеревались переделать под боевое оружие», – пояснила Шашдаулетова.
Так, членами группы была приобретена схема Дворца мира и согласия с целью успешной отработки операции по подрыву. 1 января 2013 года в складском помещении, арендуемом Шариповым и Кошалаковым, был проведен осмотр, в ходе которого были обнаружены аммиачная селитра, алюминиевая пудра, сахар и перекись водорода. Также в ходе обыска квартиры, арендуемой Шариповым, были обнаружены схемы Дворца мира и согласия, брошюра «Домашняя кухня терроризма».
Согласно заключению судебной взрывотехнической экспертизы, компоненты веществ, изъятые на складе, применяют для изготовления самодельных взрывных устройств. По заключению эксперта, в разговорах и высказывания Кошалакова, Шарипова, Кадырсизова, Каскабаева и Жунусова имеется пропаганда терроризма в форме вооруженного джихада, а также призывы к совершению теракта.
По словам прокурора, Кошалаков и Шарипов в сентябре 2012 года открыли возле мечети по улице Кошкарбаева донерную, где в ходе общения выявляли лиц, готовых примкнуть к ним для проведения на территории РК террористических актов. «В ноябре 2012 года ими были отобраны жители Астаны Каскабаев, Кадирсизов и Жунусов. В декабре 2012 года Шарипов арендовал квартиру, служившую так называемым штабом группы», – отметила она.
По информации государственного обвинителя, Кошалаков создал террористическую группу, целью которой было создание на территории Казахстана исламского государства Халифат путем совершения терактов, а также организация нападений на сотрудников правоохранительных органов и специальных служб с целью их убийства и завладением служебным огнестрельным оружием. «С целью конспирации своих преступных действий члены террористической группы избрали для себя европейские имена. Так, Кошалаков назывался Сергеем, Шарипов- Лехой, Кадирсизов - Женей, Каскабаев - Колей, Жунусов - Петровичем», - продолжила М. Шашдаулетова.
«Купили себе новые сотовые телефоны, при этом они регулярно меняли номера телефонов, опасаясь прослушивания разговоров, и в ходе движения по городу стремились выявлять наличие скрытого наблюдения со стороны правоохранительных органов», –рассказала она.
Следствием установлено, что 19 декабря членами террористической группы обсуждались вопросы, связанные с изготовлением самодельного взрывного устройства, а также приобретением компонентов для получения взрывчатого вещества. Сведения методики изготовления самодельного взрывного устройства были взяты из учебного пособия «Домашняя кухня терроризма», которая хранилась на квартире Шарипова. Подозревемые успели приобрести компоненты для изготовления взрывного устройства.
Как сообщалось, подсудимые Али Шарипов, Серик Кошалаков, Ержан Кадирсизов, Агзам Каскабаев, Сырымбет Жунусов и Батырлан Абдикеров обвиняются по следующим статьям УК РК: «терроризм», «пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма», «создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности», «приготовление к преступлению и покушение на преступление», «кража», «хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».
Кроме того, подозреваемые разработали план кражи ювелирных изделий в торговом доме «Столичный базар». Они собрали «общак» - 500 тыс. тенге. Изучили режим работы торгового дома, расположение камер наблюдения, предусмотрели пути отхода.
«Один из членов группы после закрытия торгового дома должен был остаться и спрятаться в арендованном бутике. Потом с помощью сварочного аппарата, монтировки, стеклорезов отвертки изъять из сейфов ювелирные изделия. Член группы должен был спрятаться в бутике и на следующее утро с подельником в форме охранника покинуть торговый дом», - добавила прокурор.
По ее данным, в середине декабря 2012 года члены группы арендовали бутик на 2 этаже торгового дома. На центральном рынке были приобретены 2 комплекта форм охраны «Кузет», 2 рюкзака, 2 прессовки для вскрытия стекол, 1 стеклорез, 5 бахил. Шарипов приобрел монтировку, а также обклеил стенки бутика светонепроницаемой пленкой для того, чтобы снаружи охране не было видно спрятавшегося члена группы.
15 декабря Абдикеров передал Шарипову сварочный аппарат и учебный автомат. Членами террористической группы было принято решение совершить кражу в ночь с 31 декабря 2012 года на 1 января 2013 года.
31 декабря Адбикеров и Шарипов пришли в торговый дом «Столичный базар», Абдикеров остался под стеллажами бутика. Шарипов закрыл бутик. 1 января около часа ночи Абдикеров был задержан сотрудниками ДКНБ. Общая стоимость ювелирных изделий, находившихся в 7 бутиках, которые наметили для ограбления, составляла 28,4 млн. тенге. Никто из подсудимых не возражал против участия прессы в процессе, суд проходит в открытом режиме. Процесс ведет судья Мейрам Жангуттинов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.