Какие инструменты мошенники взяли на вооружение

Fingramota.kz рассказала, как преступники обманывают своих жертв

Ловушки, которые придумывают злоумышленники, меняются с учетом новых тенденций, но способы защиты от них едины и всегда актуальны. Fingramota.kz рассмотрела некоторые из мошеннических схем на примерах.

Вишинг и голосовые боты

Телефонное мошенничество с элементами социальной инженерии, известное как вишинг, является одной из самых распространенных форм обмана. Мошенники могут представляться работниками банков, полиции, КНБ, коммунальных служб или других авторитетных учреждений. К примеру, в Алматы злоумышленники в последнее время выдают себя за сотрудников ТОО «АлматыЭнергосбыт» или АО  «Алатау Жарык Компаниясы» (АЖК) и под видом замены электросчетчиков требуют сообщить СМС-код. 

Также в вишинг-схемах мошенники часто используют голосовые боты, с помощью которых проводят фальшивые опросы и лотереи, запрашивая конфиденциальную информацию у казахстанцев.

«Один из недавних случаев: мошенник убедил алматинца перевести 80 млн тенге, сообщив, что его начальник попал в сложную ситуацию. На его сотовый телефон пришло СМС якобы от этого руководителя с просьбой не звонить по телефону, а прослушать голосовое сообщение. В нем говорилось, что будут звонить из КНБ, нужно выполнить все условия и требования. Мошенники, представившись служителями закона, действительно позвонили, направив фальшивые удостоверения своей жертве, и заставили пострадавшего выполнить все инструкции. Позднее выяснилось, что шеф перешел по какой-то ссылке, в результате его WhatsApp взломали преступники, отправив сообщения от его имени всем из списка контактов и с помощью искусственного интеллекта подделав его голос»,  - рассказал проекту Fingramota.kz  Нуркен Шардарбеков, руководитель проекта Stop-Piramida.kz.

Псевдоюристы и лжеброкеры

Граждане, которые потеряли деньги в результате различных мошеннических схем, могут столкнутся с новой угрозой - лжеюристами, обещающими вернуть украденные средства. Злоумышленники активно действуют в социальных сетях, размещают рекламные объявления в интернете. Они используют эмоциональную уязвимость людей, находящихся в стрессовом состоянии после потери денег. В таком состоянии многие готовы поверить любому, кто предложит помощь. 

Нуркен Шардарбеков поделился примером из своей практики. Так, жительница Караганды передала лжеброкерам 2 млн тенге. Поняв, что стала жертвой обмана, и ее деньги попали в руки мошенников, она начала отчаянно искать способы вернуть эти средства. В Сети она столкнулась с рекламой некой юридической международной компании, которая гарантировала возврат денег всего за 1-2 дня. Девушка связалась с ними через Instagram, и они предоставили ей номер для общения в WhatsApp. У нее запросили личные данные, такие как удостоверение личности, номер счета, сумма инвестиций, чеки и квитанции. Через день лжеюристы сообщили, что проследили ее перевод, деньги якобы на лондонской бирже, и они наложили арест. Но чтобы вывести деньги нужно срочно оплатить процент за их услуги, который составляет 10-15% от вложенной суммы, согласно законодательству Великобритании. Девушка поверила, перевела нужную сумму. Далее мошенники сообщили ей, что деньги уже выведены, но для их получения необходимо воспользоваться международной инкассаторской службой и прислали поддельный документ на английском языке.

«Документ был сделан в фотошопе, в нем были указана сумма и ее личный ИИН. Женщина снова попалась на уловку и отправила им дополнительные деньги за «транспортировку» собственных средств. В итоге она потеряла 2 млн тенге из-за подставных брокеров и еще почти 1 млн тенге, связавшись с лжеюристами», - рассказал Нуркен Шардарбеков.

Истекший срок SIM-карты

Еще один распространенный вид мошенничества связан с уведомлениями о якобы истекшем сроке действия SIM-карты. «Вас беспокоит сотовый оператор. Срок действия вашей SIM-карты истекает. Если вы ничего не предпримете, ваш номер будет заблокирован. Вы хотите продлить обслуживание?» - примерно так обращаются мошенники к ничего не подозревающим гражданам посредством телефонных звонков или переписки через мессенджеры.

Если человек продолжает общение, мошенники просят продиктовать или написать СМС-код и другие персональные данные. С полученной информацией они могут взломать банковский счет или оформить подставной кредит. Мошенники действуют по двум схемам: они могут сделать виртуальный дубликат SIM-карты или подключить услугу переадресации звонков и СМС на другой номер. Таким образом преступники получают доступ к онлайн-банкингу своей жертвы. 

Множество историй о мошенничестве начинаются именно с того, что человек был уверен в своей защищенности, а затем оказался обманут. Почему это происходит? Причина кроется в человеческой психологии. Под давлением, угрозами, в состоянии стресса некоторые граждане выбирают реакцию «замри», и мошенники этим пользуются. Помните, что никто не застрахован от обмана, и аферисты легко находят слабые и уязвимые места у людей.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤