В региональные карты потребности в кадрах включили 268 новых профессий
Они разработаны в пяти регионахВ региональные карты потребности в кадрах включили 268 новых профессий. Об этом сегодня в ходе заседания правительства, докладывая о новых подходах к подготовке специалистов по рабочим профессиям, сообщил министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В пяти регионах уже разработаны Региональные карты потребности в кадрах (Павлодарская, Мангистауская, Карагандинская области, Астана, Алматы). В них определены 268 новых профессий. Более 60 тыс. учащихся школ прошли профессиональную диагностику на базе платформы edunavigator.kz. В 66 вузах и колледжах внедрены 211 образовательных программ на основе Атласа новых профессий», - отметил он.
На базе местных вузов, по его словам, созданы центры компетенций, которые ведут работу от опросов работодателей до разработки региональных карт и новых программ подготовки кадров для вузов и колледжей на основе Атласа профессий. Такая модель взаимодействия с работодателями в вопросах подготовки кадров закреплена в новом законе «О профессиональных квалификациях», принятом в прошлом году.
Павлодарской областью одной из первых был внедрен региональный Атлас. В рамках его внедрения осуществлялось взаимодействие 20 предприятий региона и 15 пилотных колледжей. В результате разработаны 25 новых учебных программ по 40 перспективным профессиям. Также 41 преподаватель прошел стажировку на предприятиях. В 2022 году осуществлен выпуск 102 студентов, в 2025 году ожидается 703 выпускника.
«Проект «Мамандығым-болашағым» реализован в пяти регионах (Павлодарская, Мангистауская, Карагандинская области, Астана, Алматы). До конца текущего года проект будет реализован еще в трех регионах – Актюбинской, Жамбылской, Алматинской областях. До конца 2025 года будет реализован в Атырауской, Костанайской, Туркестанской, Улытауской, Жетысуской областях. В оставшихся регионах проект находится на стадии разработки», - подчеркнул Саясат Нурбек.
По данным министра, с учетом внедрения академической самостоятельности колледжи совместно с работодателями разрабатывают образовательные программы. Аксуским высшим многопрофильным колледжем им. Жаяу Мусы по действующей лицензии специальности 07130100 «Электрооборудование» в рабочий учебный план внесены изменения в профессиональные модули с учетом результатов обучения по новой профессии «Менеджер по надежности электрооборудования».
«Педагоги колледжей проходят стажировку на предприятиях социальных партнеров. Проведено обучение преподавателей Хромтауского горно-технического высшего колледжа основам управления беспилотными летательными аппаратами и послеполетной обработки данных на специализированном программном обеспечении», - отметил министр.
Он пояснил, что министерством науки и высшего образования совместно с министерством просвещения ведется работа по эффективному взаимодействию в сфере подготовки востребованных специалистов.
«Как отметил глава государства в своем Послании, прежде всего предстоит преодолеть острую нехватку отраслевых специалистов: водников, строителей, энергетиков и многих других, и осуществлять подготовку специалистов по профессиям будущего», - уточнил Саясат Нурбек.
Работа ведется по следующим направлениям:
- Первое. Выявление потребностей, прогнозирование и планирование подготовки специалистов во взаимодействии с работодателями по их требованиям и запросам.
- Второе. Создание якорных центров компетенций по модели академического превосходства.
- Третье. Синхронизация образовательных программ на основе лучших международных практик и технологий.
«По первому направлению приоритетные направления подготовки кадров и развития инноваций определяются с учетом региональной специфики в рамках проекта «Мамандығым-болашағым». Данный проект позволяет отслеживать и прогнозировать изменения на рынке труда и оперативно реагировать на них», - добавил министр.
С 2021 года с целью переформатирования системы образования на опережающую модель подготовки кадров был разработан Атлас новых профессий и компетенций Казахстана, который на сегодня является компонентом Национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов. Атлас новых профессий стал основой для профессиональной ориентации для средних школ, ТиПО, вузов, а также платформой для разработки новых профессиональных стандартов и учебных программ.