Колледжи предложили передавать в управление крупным предприятиям

Старые программы не позволяют студентам овладеть актуальными навыками «здесь и сейчас», считает Ирина Смирнова
Фото: Валерия Змейкова

Депутаты фракции Народной партии Казахстана предложили передавать ТиПО в доверительное управление крупным предприятиям или успешным учебным заведениям по долгосрочным контрактам, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

В запросе на имя премьер-министра Олжаса Бектенова депутат Ирина Смирнова напомнила, что в Послании народу Казахстана президент объявил 2025 год Годом рабочих профессий и заявил о необходимости реформирования системы технического и профессионального образования.

«Ранее фракция Народной партии Казахстана уже обращалась в министерство просвещения и обозначала системные проблемы в ТиПО. Это недостаточное финансирование. Сегодня оно ниже, чем в дошкольных и школьных организациях в два раза. Диспропорция в распределении государственного образовательного заказа. Колледжи готовят специалистов, невостребованных на современных производствах и местных рынках труда. Крайне низкий уровень взаимодействия колледжей с предприятиями в дуальном обучении», - сообщила она.

Среди проблем также указаны - отсутствие системы независимой сертификации выпускников, способной объективно, на международном уровне оценивать их компетенции и навыки; низкий уровень внедрения современных образовательных программ и технологий.  

«Старые программы не позволяют студентам овладеть актуальными навыками «здесь и сейчас». Предлагаем министерству просвещения создать рабочую группу по реформированию системы ТиПО», - отметила в запросе Ирина Смирнова.

Депутаты фракции также предложили:

- внедрить профилизацию колледжей: информационная система будет отслеживать и прогнозировать потребности в кадрах в режиме реального времени. Затем на этих данных будут разрабатывать региональные образовательные программы;

- создать центры компетенции с привлечением национальных и международных партнеров и ввести обязательные стажировки для преподавателей и студентов в ведущих компаниях отрасли;

- развивать предпринимательские навыки и создать при колледжах бизнес-инкубаторы. Это поспособствует практическому обучению студентов, созданию стартапов и получению источника дополнительного дохода для образовательных учреждений;

- передавать ТиПО в доверительное управление крупным предприятиям, успешным учебным заведениям в рамках долгосрочных контрактов. Они смогут напрямую участвовать в разработке учебных планов и организации практического обучения, что повысит качество подготовки специалистов. Для этого необходимы разработка нормативной правовой базы и пилотное внедрение этой схемы в нескольких регионах с последующим масштабированием;

- кластеризацию образовательных программ;

- программы ранней профдиагностики и ориентации школьников;

- независимую систему сертификации качества подготовки выпускников колледжей на основе международных стандартов.

Также депутаты предложили признавать результаты обучения ТиПО для продолжения образования в вузах. «Разработка системы признания результатов обучения в колледжах, после независимой сертификации качества, для их интеграции в университетские программы позволит выпускникам колледжей продолжать образование в вузах и повысит привлекательность ТиПО», - отметила Ирина Смирнова.

Напомним, в Послании народу Казахстана 2 сентября 2024 года президент сказал, что обеспечение экономики квалифицированными кадрами – важная задача. «Реформа профессионального образования становится абсолютно важной с точки зрения обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности. Объявляю 2025 год Годом рабочих профессий. За это время предстоит осуществить реформу системы технического и профессионального образования», - отметил глава государства.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤