До 1 апреля в вузах пройдет независимая оценка качества образования
В ней будут использовать критерии, применяемые странами ОЭСРДо 1 апреля в вузах пройдет независимая оценка качества образования. Об этом сегодня в ходе заседания правительства, посвященного мерам по реализации Послания главы государства народу Казахстана, сообщила заместитель премьер-министра Тамара Дуйсенова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Во исполнение поручений главы государства в социальной сфере будут приняты меры по следующим направлениям. Первое - работа с привлеченными зарубежными вузами будет ориентирована на подготовку востребованных в стране инженерно-технических кадров», - пояснила она.
Для этого до конца октября текущего года министерством будут приняты Единые требования к их работе в части трансфера образовательных программ, технологий обучения и оценки уровня знаний, компетенций и навыков обучающихся в них студентов.
«Второе - работа с отечественными вузами. Для повышения их конкурентоспособности до 1 апреля следующего года будет организована независимая оценка качества образования. При этом в качестве критериев будут применены показатели, применяемые странами ОЭСР. По результатам оценки будет произведено распределение вузов на высшую, среднюю и целевую лиги», - пояснила она.
Третье направление касается образовательных грантов. В последующем гранты будут дифференцированы в зависимости от лиги, в которую входит вуз, и для поддержки выпускников школ, которые набрали высокий балл, но не прошли конкурс на поступление. В рамках этих изменений будут пересмотрены также пороговые баллы для поступления в вузы.
«Четвертое - связь вузов с реальным сектором. Эта работа уже начата. Профильные вузы и НИИ стали тесно работать с предприятиями и занимаются научным сопровождением их деятельности. Проведен хакатон с корпорацией Kazakhmys. Запланированы хакатоны с ERG, Qarmet, KAZ Minerals, Казатомпромом и другими крупными предприятиями», - пояснила Тамара Дуйсенова.
По поручению главы государства следующий год объявлен Годом рабочих профессий. Для реализации данного поручения министерством просвещения до 15 ноября текущего года будет разработан и внесен в правительство комплексный план трансформации ТиПО.
«Позвольте остановиться лишь на отдельных, на наш взгляд, основных преобразованиях, предусматриваемых в плане. Первое, до конца года будет завершен процесс профилизации ТиПО, предусматривающий их специализацию по подготовке кадров, востребованных регионами. Второе, так же, как и в вузах, будет проведена оценка качества работы организаций ТиПО с распределением их на лиги. Из числа колледжей, отнесенных к высшей и средней лиге, будет сформирован Список 100 технологических лидеров. Они будут работать в паре с привлеченными филиалами зарубежных вузов», - пояснила вице-премьер.
Третье - будет изменен подушевой норматив финансирования. Он должен состоять из текущей базовой части и новой стимулирующей выплаты. Стимулирующие выплаты будут предоставлены колледжам, внедрившим международные отраслевые стандарты, где большая часть выпускников сертифицированы и имеют высокий уровень средней заработной платы. Обозначенные преобразования будут сопровождаться изменениями в части трудоустройства выпускников в отраслевые госорганы.
«В сфере среднего образования, во-первых, нами будут продолжены работы по повышению качества образования в целевых школах, созданию сети опорных школ в регионах, а также меры по трансформации малокомплектных школ. Во-вторых, до конца года будет утверждена новая модель системы управления школами, построенными в рамках нацпроекта «Комфортная школа». В–третьих, до 1 декабря будет подготовлен план капитального ремонта 1 300 школ на последующие 3 года с уточнением источников финансирования», - отметила Тамара Дуйсенова.
В-четвертых, для обеспечения прозрачности все виды средств, выделяемых государством на воспитание, обучение и питание детей, будут отражаться в мобильном приложении или Социальном кошельке родителей по факту их получения.
«В дошкольном звене до конца текущего года планируется: первое, продолжить работу по синхронизации образовательных программ детских садов с начальными классами школ; второе, завершить проект Единая цифровая очередь; третье, перезагрузить финмодель дошкольного образования с целью привязки норматива подушевого финансирования к реальным доходам каждой семьи», - пояснила вице-премьер.
Все преобразования, предусматриваемые в системе образования, требуют внесения изменений в законодательство. В этой связи министерствам высшего образования и просвещения необходимо будет до конца месяца разработать проекты законов и внести их в правительство.