Как команда педагогов развивает центры для поддержки своих коллег
Об этом рассказал первый вице-президент международного фонда «Білім-Инновация» Ержан АубакировС начала нулевых и по сегодняшний день Казахстан находится в процессе непрерывного реформирования школьного образования. И именно от квалификации учителя во многом зависит успешность их внедрения. Поэтому команда педагогов приступила к созданию собственных центров повышения квалификации.
Педагог-исследователь, первый вице-президент международного фонда «Білім-Инновация» Ержан Аубакиров рассказал, какие вопросы предстоит решать и какие механизмы наиболее эффективны.
Ержан Аубакиров специализируется на организации обучения и повышении квалификации педагогов на основе методики PBL (Project-based learning) и непрерывного обучения (Life long Learning). Начиная с 2015 года участвовал в разработке программ обучения для педагогов для центров повышения квалификации учителей USTAZ PRO и QUNDYLYQ.
— Вы развиваете центры повышения квалификации учителей. Какие цели и задачи вы ставите перед ним?
— У каждого свой взгляд на современную школу, и мы все хотим найти секрет идеальных условий, в которых будет комфортно учиться детям. Много лет мы преподавали в государственных лицеях «Білім-Инновация», набирались опыта и на основе своих знаний и навыков создали свои образовательные методики. Эта работа привела нас к идее, которая стоит во главе угла всех наших продуктов — речь идет о поддержке учителей. Это стало для нас отправной точкой открытия центра USTAZ PRO в 2015 году. Мы создали USTAZ PRO, чтобы учителя могли получать апгрейд знаний и навыков. И мы знаем, что и они теперь тоже будут вдохновлять детей. По нашему мнению, точка роста всей школы — как раз-таки мотивированные и целеустремленные учителя.
— Однако в Казахстане есть и другие курсы для учителей, их регулярно отправляют повышать квалификацию. Неужели этого недостаточно?
— В Казахстане действительно разработали очень много разных курсов, к тому же наши преподаватели обучались, например, в «Өрлеу» и НИШ, ездили за рубеж. Да, с помощью того, что я перечислил, учителя могут прокачивать определенные навыки, но наша команда хотела создать постоянное профессиональное развитие для преподавателей, чтобы они знали, что им нужно делать в каждый год своей работы, чего от них ждут и как этого достичь. И USTAZ PRO, как центр должен был дать педагогам понимание: первый год — нужны такие скиллы, второй — такие, и так далее. Учитывая масштаб преподавательской деятельности и требований к ней, сначала нам было трудно, поэтому мы начали с небольшого проекта.
— Вы ранее говорили, что в стране есть разные курсы, а чем ваши продукты отличаются от остальных?
— В прошлом году мы работали в Алматинской области — охватили примерно 50 школ и 3 800 преподавателей. После мы провели опрос, и порядка 95% учителей нашим курсам ставили 4-5 баллов по пятибалльной шкале. То есть, когда мы разрабатываем курсы, то смотрим на нужды именно преподавателей и стараемся сделать так, чтобы во время воркшопа они вовлекались в процесс обучения.
Таким образом первое, в чем мы сильны, — качество курсов. Второе — подбор тренеров, 80% наших тренеров — действующие преподаватели. Чтобы работать с учителями, нужно быть в практике и знать, что в тренде. Обучение, при котором тренер что-то объясняет учителям через себя, а не просто передает знания и демонстрирует свой опыт — более качественное и эффективное.
— Ваши курсы охватывают среднее и старшее звено? Или они общей направленности?
— Мы работаем с каждым звеном, поэтому дополнительно подготовили курс для начальной школы. Начальная школа — очень важная часть образования, потому что там дается фундамент, важны интерактивность, любовь преподавателя, умение вовлекать. А у нас в основном в школах старорежимные порядки, тоталитарные даже. Все должны ровно сидеть, тихо слушать, не двигаться. В итоге дети дисциплине учатся, не развиваются дальше. Мы же хотели, чтобы в начальных классах был хороший интерактив.
— Расскажите о трендах в образовании. Как часто они меняются? На кого вы ориентируетесь?
— Чтобы не отставать от трендов и повысить свой уровень, мы отправляли наших разработчиков, например в Испанию и Англию. Но, честно говоря, в мире, в образовательной среде, больших новшеств нет. Раньше в этом плане всегда была Америка впереди, потому что Англия более традиционна, предпочитает просто очень хорошо делать то, что уже есть. А создает тренды именно Америка. Но в последние три-четыре года я замечаю, что и в Америке в образовании нового ничего уже нет. Весь мир приходит к тому, что важны именно ценности — character education. Так как зарубежные страны (не все, конечно, но большая часть) достигли своих целей по обеспечению благополучия, трендом стало ценностно-ориентированное образование. Этим же мы занимаемся во втором проекте — QUNDYLYQ. Он занимается именно воспитательной частью, но мы его не отделяем, USTAZ PRO и QUNDYLYQ вместе работают.
— Давайте теперь поговорим о сильных сторонах казахстанских учителей. Что позитивного вы заметили в них за время своей работы?
— Наши учителя готовы быстро меняться — если им показать, объяснить, они это быстро схватывают. И, самое главное, молодежь — она очень открытая, голодная до новых знаний и умений. Я убежден, что у казахстанского образования — хорошее будущее, и лет через пять-десять мы увидим результаты. Последние два-три года очень хорошие ученики поступают в педвузы, так как проходные баллы выросли, и туда нелегко поступить. Как вы помните, раньше на педагогические специальности можно было поступить с низкими баллами ЕНТ.
Этот тренд будет расти, потому что процент от ВВП, который выделяется на образование, три-четыре года назад был 3,5%, сейчас — 4,2%. Это все способствует росту качества образования. 7% от ВВП на образование — очень хороший уровень, и мы видим, что рост идет, мы приближаемся к этому показателю. Да, в образовании есть проблемы, но в течение 10-15 лет они решатся, если мы будем идти такими же темпами.
— Команды центров обучают не только казахстанских педагогов, но и иностранных. Вы планируете полноценно выйти на зарубежный рынок?
— Команда QUNDYLYQ в 2023 году ездила в Индию по ценностно-ориентированному обучению. Для этого наши тренеры перевели на английский язык курс и книгу QADAM. Началось все с того, что один из преподавателей, гражданин Казахстана, который работает в Индии, заинтересовался нашим курсом. В итоге два наших тренера поехали в Индию и обучили преподавателей нескольких школ. Кроме того, на наши курсы есть спрос со стороны стран Африки и Азии. Сейчас мы работаем над адаптацией курсов под них, систематизируем наши наработки, и, исходя из спроса, будем дальше работать.
USTAZ PRO также много ездил с курсами в Таиланд, Индию, Танзанию, Кению, Уганду, Эфиопию, в Татарстан, Таджикистан — везде наши продукты пользовались спросом. Конечно, у нас есть большая стратегическая цель полноценно выйти на зарубежный рынок, но на данный момент наша стратегическая цель — оцифровка курсов, чтобы они были доступны как офлайн, так и онлайн. Запуск платформы USTAZ PRO Academy и Qundylyq Academy мы планируем в мае этого года.
— Вы говорили, что у центров нет господдержки, они работают за счет продажи курсов. Поэтому вопрос такой: с какими проблемами вы сталкиваетесь в своей работе?
— Первая проблема — казахстанские преподаватели за повышение квалификации еще не готовы платить, в основном этим сегодня занимается государство. А зарплата между тем не зависит от того, насколько ты знающий специалист. Продукты B2C нелегко продавать, на это требуется время. Но я думаю так: в Казахстане растет количество частных школ, они сейчас борются за хороших преподавателей и могут прийти за новыми знаниями к нам.
Далее, если преподаватель не платит за повышение квалификации, значит, платит государство — в лице министерства просвещения и центра «Өрлеу». Но есть нюанс — оплата идет через госзаказ, который открыт не для всех, поэтому найти прямых клиентов центру вроде нас нелегко. Либо цены должны быть очень низкими, что влияет на качество, либо должны быть заинтересованные конкретно в нас школы. Но в школах есть определенные трудности — госзакуп, где образовательные услуги под общий стандарт попадают, и мелкие компании, мелкие ИП могут просто по цене сбить. И даже школа, которая хочет наш продукт, может просто его не купить из-за этих препятствий.
Рынок не отрегулирован, но есть решение, которое, кстати, государство планирует ввести — ваучерная система. Если государство перейдет на эту систему, у каждой школы будет ваучер на определенную сумму, и она сама решит, какой центр будет обучать преподавателей. Однако эта система требует изменений законодательных и исполнительных, корректировки нормативных правовых актов и политический воли. Я думаю, что со временем мы все-таки перейдем к ваучерной системе, но пока рынок сбыта очень ограниченный.
Резюмируя, скажу так: курсы по преподаванию тяжело продавать, потому что учителя думают, что если даже не получат новые знания, им от этого хуже не станет. Каждые пять лет государство само отправляет их в «Өрлеу», зачем им что-то еще? Но частные школы — там немного другая история, они заинтересованы в развитии своих преподавателей, поэтому мы будем выходить на них.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.