В Казахстане предлагают ввести белый список игорных заведений
По оценкам саморегулируемой организации букмекеров, объем нелегальной индустрии достигает более 1 трлн тенге в годПо словам президента саморегулируемой организации букмекеров Рауана Кенжалина, основной угрозой в борьбе с нелегальным игорным бизнесом выступают офшорные операторы, чья деятельность не регулируется национальным законодательством. Это в итоге приводит к неограниченным финансовым операциям, агрессивной рекламе и отсутствию возрастных или других ограничений.
«По оценкам, объем нелегальной индустрии достигает более 1 трлн тенге в год, что говорит о масштабности данной проблемы. Ни одной стране в мире не удалось решить ее. Но успешные практики регулирования показывают, что эффективным является комплексный подход. Активными методами борьбы сегодня являются блокировка незаконных интернет-ресурсов и денежных транзакций. А пассивными – легализация и либерализация законодательства», – заявил он.
При этом в организации предложили ряд мер по улучшению борьбы с нелегальным игорным бизнесом.
«Мы предлагаем систему белого листа вместо черного. Сейчас поправки в законопроекте о работе игорного бизнеса малоэффективны в части зарубежных операторов. В частности, система черного листа, которая предусматривает блокировку после выявления незаконных организаторов. Это имеет ряд недостатков. Один из них – реактивный характер, то есть система действует после факта нарушения. Второе – волокита по судебному признанию, что занимает значительное время. Вместо этого мы предлагаем ввести систему белого листа, который будет способствовать активному контролю. Нужно включать в него только лицензированные организации. Это улучшит ситуацию для платежных организаций, облегчая им проверку операций», – пояснил Рауан Кенжалин.
Он также добавил, что введение белого списка не требует никаких затрат, так как уже есть реестр субъектов игорного бизнеса, которые имеют лицензии.
«Мы также предлагаем усилить борьбу с манипулированием платежами. В рамках борьбы по незаконному выводу капитала за рубеж мы выявили проблемы, связанные с манипулированием платежами для сокрытия их истинного назначения. Существующие системы борьбы с отмыванием денег не полностью исключают риски использования поддельных кодов, так называемых MCC (код категории продавца). Например, средства, полученные от незаконной деятельности через интернет-казино, могут поступать на банковские счета под другими кодами, или, простыми словами, иными назначениями платежа», – объяснил глава ассоциации.
Рауан Кенжалин предложил законодательно обязать банки и платежные организации внедрять эффективные меры по борьбе с подобными платежами.
«Важно также установить административную и уголовную ответственность за нарушение этих требований, чтобы обеспечить их строгое исполнение. Мы убеждены, что введение системы белого списка для регулирования платежей, связанных с азартными играми и пари, в сочетании с законодательным установлением обязанности по противодействию манипулированию платежами услуг будет одной из наиболее эффективных мер в борьбе с нелегальным игорным бизнесом. Это поможет не только решить проблемы незаконных азартных игр, но и более комплексно подойти к вопросам отмывания денег и финансирования терроризма», – подчеркнул он.
Эксперт также считает, что нужно установить возрастной ценз для участия в азартных играх с 21 года.
«Мы предлагаем пересмотреть поправки в законопроекте об игорном бизнесе*, которые, на наш взгляд, ухудшают проблему лудомании. В документе предусматривается увеличение возрастного ценза для участия в азартных играх с 21 года до 25 лет. Цели данной инициативы благородные. Однако необходимо обратить внимание на правовые аспекты. Согласно Гражданско-правовому кодексу, граждане с 18 лет обладают полной дееспособностью, поэтому исключение азартных игр и пари из общего правила может нарушать конституционные права казахстанцев», – считает он.
Глава ассоциации отметил, что сегодня ценз в 21 год установлен для приобретения табака и алкоголя, а также для участия в лотереях.
«Следовательно, разумным кажется применение аналогичных ограничений для азартных игр и пари, обеспечивая единый подход к возрастной политике. По данным статистики, в Казахстане людей от 20 до 25 лет – более 1,1 млн человек. Ограничение доступа к легальному игорному бизнесу может привести к увеличению активности на нелегальных онлайн-платформах, уменьшая тем самым защищенность молодежи со стороны государства. Поэтому мы призываем к пересмотру данной инициативы и сохранению возрастного ценза на уровне 21 года», – предложил он.
Рауан Кенжалин остановился еще на одной норме законопроекта – запрете на участие в азартных играх для лиц из реестра должников.
«Мы считаем, что необходимо тщательно оценить предложенную поправку. Следует отметить, что реестр включает лиц с различными видами задолженности, в том числе и перед третьими лицами. А это расширяет круг людей, подпадающих под это ограничение, и может выходить за рамки первоначальной цели инициаторов поправки. Также, согласно Конституции, ограничения прав и свобод должны быть соразмерны целям и интересам, ради которых они вводятся. Но данная норма, на наш взгляд, может рассматриваться как потенциально несоразмерная, поскольку затрагивает фундаментальные права лиц, внесенных в реестр должников», – уточнил глава ассоциации.
Кроме того, по его словам, имеется проблема и с реализацией этой поправки.
«Реестр должников обновляется в реальном времени судебными исполнителями. Это требует от субъектов игорного бизнеса значительных усилий и времени для ручной проверки данных. В итоге увеличивает вероятность ошибочных отказов и незаконных включений в список ограничений. Учитывая все это, предлагается отклонить данную поправку из-за ее непрактичности и потенциальных отрицательных последствий для отрасли», – заявил он.
Рауан Кенжалин также обратил внимание на норму, связанную с установлением обязательств финструктур по раскрытию информации своих клиентов.
«Между тем, согласно Налоговому кодексу, банки обязаны предоставлять органам госдоходов сведения о наличии об остатках и движении денег на счетах субъектов игорного бизнеса, в отношении которых осуществляется камеральный контроль. Мы считаем, что эта работа должна осуществляться строго на законных основаниях. В связи с этим предлагается рассмотреть внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс, которые бы ограничивали раскрытие информации о субъектах игорного бизнеса исключительно в рамках проведения камерального контроля со стороны органов госдоходов», – резюмировал глава ассоциации.
Ранее сообщалось, что в Казахстане планируют ужесточить работу игорного и лотерейного бизнеса. Напомним, что в стране предложили увеличить возрастной ценз с 21 года до 25 лет для казахстанцев, желающих участвовать в азартных играх.
*Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.