Механизм сооплаты за частные медуслуги предлагают ввести в Казахстане
Так может решиться вопрос плательщиков взносов в ФСМС, которые не пользуются обязательным медстрахованиемВ целях предоставления возможности населению использовать свои социальные отчисления необходимо внедрить механизм сооплаты на медицинские услуги по аналогии с механизмом сооплаты на лекарственные средства. Такое предложение содержится в консультативном документе регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции», опубликованном на портале «Открытые НПА» Агентством РК по защите и развитию конкуренции, передает центр деловой информации Kapital.kz.
В документе поясняется, что на сегодня тарифы на медицинские услуги, предоставляемые в рамках ГОБМП и системы ОСМС, являются малофинансируемыми, что зеркально отражается на качестве данных услуг. Население в целях получения более оперативной и качественной медуслуги обращается в частные медицинские организации. При этом стоимость частных медуслуг по сравнению с государственными поликлиниками может отличаться в 2-3 раза.
Напомним, ранее депутат фракции ОСДП мажилиса парламента Асхат Рахимжанов предлагал возмещать 50% расходов казахстанцев на ОСМС, которые в течение года ни разу не обращались за медуслугами в рамках обязательного медстрахования.
Премьер-министр РК Алихан Смаилов заявлял, что тарифы на медуслуги в ОСМС не соответствуют фактическим затратам. Он также отметил о слабом и неэффективном администрировании средствами ГОБМП и ОСМС. Причина, по его мнению, кроится в низком уровне цифровизации сферы здравоохранения. Глава кабмина отметил, что в Казахстане применяется модель предварительного распределения объемов медицинской помощи на основе прогноза потребности, направленного на бесперебойное оказание медицинской помощи. Однако, подчеркнул Алихан Смаилов, используемый подход не учитывает обоснованное превышение объемов медицинских услуг, что приводит к увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи. «Кроме того, на текущий момент наблюдается значительное перепотребление медицинских услуг в условиях лимитированного бюджета. В этой связи в настоящее время ведется работа по полной оцифровке системы здравоохранения в рамках единой информационно-технологической платформы Е-Денсаулық, в том числе оцифровке процессов планирования, закупа, мониторинга и оплаты медицинской помощи, по итогам которой будет усовершенствована система финансирования ОСМС. Для устранения дублирования и исключения фактов перетоков финансовых ресурсов в Законе по вопросам административной реформы (принят 19 апреля 2023 года) предусмотрено объединение с 1 января 2024 года источников финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и ОСМС в единый пул», - сообщил премьер.
По его данным, с целью эффективного распределения и использования ресурсов здравоохранения для достижения конечных результатов проводится работа по четкому разграничению видов медицинской помощи за счет средств ГОБМП и ОСМС в рамках утверждаемой правительством программы гарантий оказания медицинской помощи на 2024-2026 годы.
Также он прокомментировал вопрос о разрозненности медицинских информационных систем и излишней нагрузки на медработников. «На сегодня администрирование средств ГОБМП и ОСМС является слабым и неэффективным, что в первую очередь связано с низким уровнем цифровизации. На первом этапе в 2024 году планируется запуск единого хранилища данных и внедрение в промышленную эксплуатацию Единой системы оплаты медицинской помощи Фонда социального медицинского страхования с полной интеграцией с информационными системами медицинских организаций. Кроме того, в целях снижения нагрузки на медицинский персонал планируется реализация принципа «одного окна», что предполагает исключение дублирования ввода данных медицинским персоналом в существующем множестве информационных систем», - проинформировал глава кабмина. Как указывается в сопроводительной справке, на сегодня в системе здравоохранения существует порядка 16 государственных информационных систем и свыше 30 частных информационных систем, которые между собой не интегрированы.
Что касается штрафов и приписок, то по итогам 2022 года фондом выявлено свыше 3 млн нарушений на сумму 20,8 млрд тенге, из них приписки составляют 403 млн тенге (1,8 %). Вопрос исключения фактов приписок будет решаться путем полной оцифровки системы здравоохранения, что позволит обеспечить 100% охват мониторингом. При этом оцифровка будет осуществляться на основе принципа персонифицированного финансового учета и отслеживания движения денежных средств на виртуальных счетах потребителей медицинских услуг. «Это позволит внедрить механизм индивидуальной верификации для подтверждения приема у врача посредством цифровых (мобильных) инструментов (СМС, QR-подтверждений)», - добавил Алихан Смаилов.
Он отметил, что тарифообразование в Казахстане осуществляется с учетом возможностей бюджета и поступлений в ОСМС.
Премьер признал, что текущие тарифы не соответствуют фактическим затратам. По его словам, они в 3-4 раза ниже рыночных цен на медицинские услуги. «Средства, выделенные на повышение заработной платы, направляются на покрытие неотложных нужд медицинских организаций. Решение вопросов по увеличению тарифов планируется по результатам проведения полномасштабной работы по выявлению всех приписок и проведению ревизии клинических протоколов лечения. На текущий момент пересмотр тарифов осуществляется по наиболее востребованным видам услуг (материнство, детство, социально значимые заболевания)», - пояснил спикер.
Также, по его информации, прорабатывается вопрос по тарифам на коммунальные услуги. Он требует всестороннего обсуждения с медицинским и бизнес-сообществом, а также местными исполнительными органами. Привел данные премьер и о взносах государства за льготные категории населения. В республиканском бюджете на 2023 год, по его информации, предусмотрены расходы на взносы государства за 15 льготных категорий в сумме 392,5 млрд тенге за 11 510 104 человека. Решение вопроса недофинансирования расходов на взносы государства за 15 льготных категорий граждан будет проработано по результатам полной оцифровки системы здравоохранения с учетом возможностей республиканского бюджета. «По изменению срока неуплаты взносов: увеличение срока неуплаты взносов и определения статуса застрахованности более чем на три месяца не решит проблему, так как это не освобождает плательщика от уплаты взносов. Кроме того, увеличение сроков неуплаты взносов увеличит задолженность и усугубит финансовое бремя плательщика. Учитывая объективные причины неуплаты взносов работников, уходящих в длительные отпуска, министерствами труда и социальной защиты населения и здравоохранения прорабатывается вопрос помесячной уплаты взносов при предоставлении длительных отпусков», - отметил премьер-министр.
Также он сообщил, что будут установлены предельные объемы медицинской помощи, передаваемые на соисполнение.
«Анализ показывает, что большое перепотребление происходит по клиникодиагностическим услугам, и объемы передачи на соисполнение превышают 80%. В этой связи прорабатывается вопрос установления предельных объемов медицинской помощи, передаваемых на соисполнение», - говорится в ответе председателя кабмина.
В настоящее время для улучшения прозрачности деятельности фонда, продолжил он, ведется работа по его полной оцифровке на основе принципа персонифицированного финансового учета и отслеживания движения денежных средств. В этой связи информация по поступлению финансовых средств и их использованию будет доступна на сайте фонда. «Вопросы совершенствования системы ОСМС будут решены планомерно в рамках цифровизации здравоохранения. Учитывая важность решения проблемных вопросов ОСМС, правительство выражает готовность совместного обсуждения конструктивных предложений медицинской общественности и депутатского корпуса», - заключил премьер.
Позже глава Фонда социального медицинского страхования Сабит Ахметов сообщил, что сумма кредиторской задолженности медорганизаций в Казахстане превышает 87 млрд тенге.
«Общий долг медорганизаций Актюбинской области составляет 4,7 млрд тенге, большая часть которой – за государственными поликлиниками и больницами. Причины возникновения кредиторской задолженности и пути решения этой проблемы были рассмотрены во время рабочей поездки председателя правления Фонда социального медицинского страхования Сабита Ахметова в регион. Глава фонда посетил Актюбинскую область и встретился там с главврачами медицинских организаций, депутатами областных маслихатов для обсуждения проблемных вопросов. В своей приветственной речи Сабит Ахметов отметил, что сегодня наиболее остро для всех регионов стоит вопрос кредиторской задолженности. Общий долг медицинских организаций страны превышает 87 млрд тенге, из них 4,7 млрд тенге долга приходятся на 38 медицинских организаций Актюбинской области. При этом основная долговая нагрузка приходится на 16 государственных медорганизаций», - сообщили в пресс-службе фонда.