Большая часть поддержки АБР будет предоставляться за счет несуверенных решений
Президент Азиатского банка развития Масацугу Асакава о финансировании частного сектора РК, проектах ГЧП и реформах в области политикиКак Азиатский банк развития оценивает сегодня перспективы сотрудничества с РК? Что, по мнению международного финансового института, может препятствовать росту иностранных частных инвестиций в экономику страны? Насколько Казахстан эффективен в создании альтернативных маршрутов и логистических коридоров на фоне геополитической ситуации? А также какие аспекты необходимо учесть государству для достижения углеродной нейтральности в долгосрочной перспективе? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz ответил президент Азиатского банка развития (АБР) Масацугу Асакава.
Напомним, что глава АБР посетил Казахстан с официальным визитом на прошлой неделе, во время которого встретился с руководством РК и обсудил вопросы странового партнерства, включая финансирование ряда проектов.
Масацугу Асакава вступил в должность президента Азиатского банка развития 17 января 2020 года, в августе 2021 года был переизбран на 5 лет, начиная с 24 ноября 2021 года. До прихода в АБР он работал специальным советником премьер-министра и министра финансов Японии.
- Г-н Асакава, это ваш первый официальный визит в нашу страну, расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете сегодня перспективы сотрудничества АБР с Казахстаном? Изменится ли что-то после ваших встреч с руководством страны и членами Правительства РК?
- Прежде всего, хочу отметить, что перспективы сотрудничества Азиатского банка развития и Казахстана весьма благоприятны. Это связано с тесными, доверительными отношениями и сложившимися приоритетами обеих сторон.
Вы знаете, Казахстан первым в Центральной Азии стал членом АБР в 1994 году. Таким образом, следующий год ознаменует тридцатилетие нашего сотрудничества.
В прошлом месяце мы приступили к реализации новой пятилетней страновой стратегии, которая определяет ключевые области нашего партнерства. К ним относятся: декарбонизация экономики, обеспечение инклюзивного развития и укрепление системы управления.
Согласно новой стратегии, действия Азиатского банка развития в Казахстане будут направлены на продолжение поддержки частного сектора, обеспечение гендерного равенства и укрепление регионального сотрудничества и интеграции. Исходя из потребностей страны, большая часть поддержки АБР будет предоставляться за счет несуверенных решений, включая финансирование частного сектора, проектов государственно-частных партнерств (ГЧП) и реформ в области политики.
Если говорить про встречу с президентом Касым-Жомартом Токаевым и должностными лицами страны, то мы обсудили текущие и будущие операции, в том числе пилотирование механизма энергетического перехода, направленного на вывод из эксплуатации угольных электростанций раньше запланированного срока и их замену мощностями чистой энергии. Также мы говорили о поддержке реформ правительства посредством предоставления соответствующих займов и расширении нашей программы сотрудничества в области знаний.
Следует подчеркнуть, что с Правительством Казахстана у нас прочное десятилетнее партнерство в рамках флагманской Программы по обмену знаниями и опытом. Эта программа будет и дальше способствовать достижению наших совместных стратегических целей.
- В ходе Астанинского международного форума вы говорили о важности энергетической безопасности и декарбонизации. Какие аспекты вы считаете наиболее важными для достижения Казахстаном углеродной нейтральности в долгосрочной перспективе? Как АБР, являясь климатическим банком Азиатско-Тихоокеанского региона, планирует расширять сотрудничество с Казахстаном в этом направлении?
- Известно, что Казахстан утвердил долгосрочную стратегию по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Будучи одной из наиболее энергоемких стран региона и мира, мы считаем, что ваша страна нуждается в более решительных и оперативных мерах по переходу во многих секторах, особенно с учетом многогранного характера национальной задачи по обеспечению углеродной нейтральности.
Пришло время углубить и расширить реформы, особенно в энергетическом и транспортном секторах. В свою очередь АБР активно поддерживает эти реформы. Техническая помощь в подготовке законопроекта «О теплоснабжении» включала содействие в разработке ранее не существовавшего закона и подзаконных актов к нему, направленных на обеспечение соблюдения законодательства, наращивание объемов использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и совершенствование тарифной политики. Недавно мы одобрили проект модернизации Алматинской ТЭЦ, который обеспечит значительное сокращение выбросов углерода, улучшение качества воздуха в городе и позволит жителям продолжать обогревать свои дома в холодное время года.
Мы работаем над увеличением генерирующих мощностей страны за счет гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии. АБР начал изучать возможности ускорения вывода из эксплуатации угольных и других электростанций в Казахстане, работающих на ископаемом топливе, и их замены или перепрофилирования с использованием чистой энергии в рамках программы банка «Механизм энергетического перехода». Ключевыми компонентами этой программы являются защитные меры и так называемый «Справедливый переход», которые призваны обеспечить соблюдение принципа leaving no one behind (перевод с англ. – «никто не остался позади»).
Также проделана совместная работа по подготовке концепции развития «умных» электросетей, включая оценку экономической эффективности цифровизации на примере трех региональных энергораспределительных компаний. Проведенное при нашем содействии исследование по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) с системой аккумулирования энергии выявило возможности для интеграции большего числа ВИЭ в энергосистему Казахстана. В качестве регионального климатического института АБР будет работать с Казахстаном и другими членами банка над достижением углеродной нейтральности.
- Вы также приняли участие в пленарном заседании Совета иностранных инвесторов. По вашему мнению, что препятствует росту иностранных частных инвестиций в экономику Казахстана на сегодняшний день и что должно сделать правительство страны, чтобы увеличить приток иностранных инвестиций?
- Несмотря на то, что Казахстан является лидером региона по объемам привлеченных внешних инвестиций, требуется больше усилий для мобилизации иностранного капитала в несырьевые секторы. Например, сельское хозяйство и туризм обладают большим потенциалом для привлечения нового частного капитала, в том числе из внешних источников. Насколько мне известно, объем частных инвестиций в эти отрасли пока еще достаточно низок. В основе этого лежит ряд фундаментальных причин, и АБР вместе с другими партнерами Казахстана по развитию готов оказывать содействие правительству в использовании имеющихся возможностей и устранении ненужных препятствий.
Очевидно, что иностранные инвесторы хотят видеть прогресс в устранении таких барьеров, как высокая степень государственного контроля над экономикой, включая регулируемые цены, неравномерный доступ к ресурсам между государственными предприятиями и частным сектором, и недостаточно развитые рынки капитала. Мы высоко оцениваем тот факт, что правительство уже предпринимает конкретные меры по решению этих вопросов, а именно по расширению программы приватизации, сокращению субсидированного прямого кредитования и постепенной корректировке тарифов до уровня возмещения затрат. Мы также приветствуем планы по улучшению институциональной координации иностранных инвестиционных проектов.
На мой взгляд, эти меры можно было бы дополнить реформами государственных предприятий, включая введение в качестве нормы конкурентных закупок, укрепление системы корпоративного управления и повышение качества финансового надзора за государственными предприятиями. Обеспечение равных условий и управления, основанного на соответствующих нормах и правилах, значительно повысит доверие инвесторов к Казахстану как к привлекательному направлению для инвестиций. Как я уже сказал, мы готовы активно поддерживать правительство в устранении этих препятствий, чтобы Казахстан мог стать первым в списке приоритетных направлений для крупных и диверсифицированных трансграничных инвестиций.
- В сложившейся геополитической ситуации и с учетом новых вызовов, общих для всех стран Центральной Азии, все большее значение приобретает экономическая и транспортная интеграция стран региона. На ваш взгляд, насколько сейчас Казахстан эффективен в создании альтернативных маршрутов и логистических коридоров? И какие меры поддержки АБР оказывает странам региона для ускорения такой интеграции?
- Центральная Азия нуждается в развитии мультимодальных транспортных сетей для повышения скорости и снижения стоимости перевозок и перемещения грузов в регионе. Как вы знаете, АБР поддерживает региональное сотрудничество и интеграцию в рамках Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), а также партнеров по развитию в интересах устойчивого развития.
В свою очередь ЦАРЭС оказывает содействие в развитии транспортных сетей и шести экономических коридоров, которые пересекают регион и связывают его ключевые экономические центры друг с другом, а также с глобальными рынками.
Казахстан, расположенный в самом сердце Евразии, имеет все стратегические предпосылки для того, чтобы стать транспортным и логистическим хабом Центральной Азии. АБР оказывает поддержку в укреплении внутренних и внешних связей Казахстана с соседними странами. В секторе автомобильных перевозок мы финансируем реконструкцию и модернизацию основных транспортных коридоров ЦАРЭС. Для улучшения транспортного сообщения между северными и южными регионами страны (соединяющего коридоры ЦАРЭС 1, 2 и 3) в настоящее время готовятся два новых проекта.
Помимо этого ЦАРЭС оказывает консультационную поддержку и содействует диалогу для обеспечения более открытой торговой политики, углубления таможенного сотрудничества и диверсификации экономики своих членов. В рамках программы действует Координационный комитет по транспортному сектору, который проводит ежегодные заседания и в состав которого входят представители транспортных организаций Казахстана. На встрече в Тбилиси в прошлом месяце обсуждались результаты подготовленной при нашем содействии оценки логистики Среднего коридора. Данная оценка была проведена в конце 2022 года, чтобы помочь странам ЦАРЭС сформулировать логистические ответы на недавние геополитические вызовы.
Я рад, что члены ЦАРЭС придерживаются общего мнения о необходимости удвоить усилия для раскрытия полного потенциала Среднего коридора в дополнение к другим региональным транспортным коридорам.
АБР намерен продолжать свою поддержку в проведении других исследований, оказании технической помощи и реализации инвестиционных проектов. Мы также поддерживаем программы развития экономических коридоров Алматы-Бишкек и Шымкент-Ташкент-Худжанд. Подготовленные отчеты могут помочь в принятии решений по совершенствованию региональной логистической цепочки, международных перевозок, а также логистической инфраструктуры и процедур. Вместе эти усилия помогут обеспечить беспрепятственный поток товаров и увеличить товарооборот, расширить транспортные связи и ускорить экономическую интеграцию Казахстана с его соседями.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.