Морской вокзал в Актау и маркетплейс для ремесленников
Опубликован проект концепции развития туристской отрасли Казахстана на семь летМинистерство культуры и спорта опубликовало проект постановления об утверждении Концепции развития туристской отрасли на 2023-2029 годы. Документ будет находиться в публичном обсуждении на портале «Открытые НПА» до 3 марта 2023 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В документе указывается, что основным сдерживающим фактором при привлечении туристов в нашу страну является недостаточное развитие, а иногда и отсутствие транспортно-логистической, инженерно-коммуникационной, сервисной и другой туристской инфраструктуры, а также «ряд проблем в законодательном, инвестиционном и финансовом поле». «Остро стоит и вопрос в обеспечении удовлетворения элементарных потребностей туристов в туристских местах и на пути к ним. Отсутствие благоустроенных туалетов и современных объектов придорожного сервиса отталкивает как отечественных, так и зарубежных путешественников, а также отрицательно влияет на привлечение инвесторов в регионы», - говорится в проекте концепции.
Еще один сдерживающий фактор - ограниченность географии пассажирских авиа- и железнодорожных перевозок и сложность логистики. «Транспортная составляющая в цене туристского продукта составляет 50% и более. В этой связи необходимо обеспечить доступ к туристским объектам, а также комфорт по пути следования туриста, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы и автостанции. Качество автомобильных дорог вкупе с дороговизной авиабилетов и дефицитом железнодорожных билетов в пиковые сезоны являются главными преградами отдыха внутри страны на туристских дестинациях озер Алаколь, Балхаш, Имантау-Шалкарской курортной зоне и так далее», - говорится в документе.
До пандемии COVID-19 география полетов была налажена со всех регионов Казахстана к таким крупным городам, как Астана и Алматы. «В то же время имеется слабая связь между остальными регионами страны, что препятствует развитию внутреннего туризма в целом. Например, туристам из Западного Казахстана весьма проблематично за короткое время авиатранспортом посетить Восточный Казахстан, а из Северного – Южный Казахстан. Загруженность аэропортов по стране в допандемийный период составляла порядка 20%. Необходимо также отметить, что на загруженность аэропортов влияет и международная сеть авиамаршрутов, которая, кроме Астаны и Алматы, есть в Шымкенте, Актау, Усть-Каменогорске, Атырау», - говорится в концепции.
Отмечается,
что цены на билеты авиакомпаний Казахстана также остаются высокими для конечных
потребителей и формируются на основе рыночных механизмов. «Требует
пристального внимания и железнодорожная составляющая доступности туристских
дестинаций», - указывается в проекте.
Эксперты министерства подчеркнули, что по статданным за 2021 год более 47% всех пассажирских вагонов имеют срок эксплуатации более 25 лет. Отмечается и медленное обновление подвижного пассажирского состава. «Как показывает практика, новые составы эксплуатируются на социально значимых участках, соединяющих крупные города. Согласно проведенному анализу железнодорожной доступности, определено, что увеличение количества пассажирских вагонов, а также их обновление, в первую очередь, необходимо направить на маршруты, ведущие на курортные зоны озера Алаколь как с восточной, так и с южной стороны. Ежегодно туристы, следующие на озеро, испытывают большой дефицит билетов, в то время как качество вагонов оставляет желать лучшего», - говорится в документе.
Материальная база большинства объектов размещения - гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, санаторно-курортные учреждения и другие, отмечается в концепции, морально и физически изношены. «Их уровень сервиса не всегда соответствует международным требованиям», - говорится в концепции.
Еще одна из проблем туристской отрасли страны - нехватка ассортимента и низкое качество туристских продуктов, недостаточный уровень удовлетворенности туристов цифровизацией услуг.
«На рынке практически отсутствуют продукты с фиксированными датами и ценами, которые позволяли бы развивать электронную коммерцию в сфере туризма. Необходимо особо отметить вопрос обустройства туристских троп (пешеходные, конные, велосипедные). Несмотря на огромный потенциал, кроме территорий государственных национальных природных парков и природных музеев-заповедников, многие маршруты недостаточно обустроены. Это не позволяет пешим туристам проходить маршруты с комфортом. Для обеспечения безопасности туристов и повышения комфорта путешествия важно обеспечить соответствие подходов обустройства и классификации троп по всему Казахстану по единому стандарту... Также на данный момент на туристском рынке РК отсутствует какое-либо интегрированное приложение или платформа, которая смогла бы в полной мере обеспечить посетителей страны, а также внутренних туристов всей необходимой информацией», - отмечается в проекте концепции.
Какие инициативы планируется реализовать?
«Будут реализованы мероприятия по строительству на приоритетных туристских территориях объектов, способных удовлетворить потребности туриста. Будет развиваться строительство подъездных дорог к туристским объектам вне населенных пунктов. Для этого будет проработан вопрос по определению уполномоченного органа для наделения компетенцией по созданию инфраструктуры туризма. Государственное участие в реализации инвестиционных проектов будет осуществляться в части выделения льготного финансирования в рамках стратегических документов, инвестиционных преференций в рамках заключения инвестиционных контрактов, решения земельных, инфраструктурных и иных проблемных вопросов с госорганами», - говорится в проекте.
Для проведения сравнительного анализа, оценки эффективности вложенных средств и динамики развития планируется выработка методики и внедрение национальной рейтинговой оценки регионов по уровню развитости туристской инфраструктуры. «Рейтинговая оценка будет учитывать лучший международный опыт и охватывать как ПТТ, так и топ-50 дестинаций, включенных в Карту туристификации Казахстана», - говорится в документе.
Для усиления авиадоступности между туристскими дестинациями и регионами страны на первом этапе определены дестинации: побережье Каспия (Мангистауская область, город Актау) и побережье озера Алаколь (Алматинская область, город Ушарал), как дестинации с высоким туристским потенциалом и низкой транспортной доступностью.
«В этой связи для расширения географии и снижения стоимости внутренних авиаперелетов будет проработан вопрос с отечественными авиакомпаниями по открытию новых регулярных авиамаршрутов, удешевлению билетов, а также наработке маршрута в части заполняемости бортов самолетов. Для дальнейшего развития транспортной доступности отечественные авиакомпании, железнодорожные и автотранспортные перевозчики будут развивать интермодальные пассажирские перевозки внутри страны. То есть использование двух и более видов транспорта, участвующих в процессе перевозки пассажиров, для наиболее полного качественного удовлетворения транспортных потребностей», - говорится в документе.
Для развития круизного туризма на территории Каспийского моря будет проработан вопрос по строительству морского вокзала в порту Актау. «В рамках развития Имантау-Шалкарской курортной зоны (ИШКЗ) планируется разработка дорожной карты туристско-рекреационной деятельности ИШКЗ, которая предусматривает новую модель управления участками курортной зоны ГНПП «Кокшетау» в пилотном режиме для развития экотуризма. Также планируется усилить меры по привлечению инвесторов для реализации проекта по развитию ИШКЗ, проработать вопрос обеспечения необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой ИШКЗ», - говорится в проекте концепции.
Планируется продолжить работу по увеличению списка стран, граждане которых смогут посещать Республику Казахстан без виз. «Дальнейшая либерализация визовой политики будет достигаться за счет внедрения электронной системы сбора, обработки и анализа информации о местах временного проживания иностранных посетителей («Информационная система e-Qonaq (e-Hotel)»)», - говорится в проекте концепции.
Также в документе затронут вопрос развития игорного бизнеса и тотализаторов. В частности, указывается, что в Казахстане есть 50 действующих лицензий на занятие деятельностью в сфере игорного бизнеса, из которых 6 казино, 10 залов игровых автоматов, 26 букмекерских контор и 8 тотализаторов, в которых создано порядка 4 тыс. рабочих мест.
«Из 8 тотализаторов на сегодняшний день никто не имеет зарегистрированных объектов налогообложения, то есть фактически деятельность в данном направлении не осуществляется. Данные обстоятельства связаны с их выводом в игорные зоны на территориях Капшагайского водохранилища Алматинской области и в Бурабайском районе Акмолинской области. Также на сегодняшний день в Казахстане функционируют 45 ипподромов, 33 из которых государственные и 12 частные. При этом техническая и инфраструктурная оснащенность только 4 ипподромов соответствуют необходимым условиям для профессиональной организации скачек и качественных телевизионных трансляций во время соревнований. Данные ипподромы являются флагманами индустрии, однако и они испытывают трудности в связи с отсутствием источников финансирования», - говорится в проекте.
Для этого, отмечается в документе, будет проработан вопрос о запуске деятельности тотализаторов на территориях ипподромов, что поможет развитию конной индустрии в целом.
«Для развития игорного бизнеса как части туристской отрасли необходимо будет проработать качественное формирование пакетных предложений. Одним из таких предложений могут выступать пакетные туры по Каспийскому морю со стороны Казахстана, так как в ряде прикаспийских стран запрещены азартные игры», - говорится в проекте концепции.
Министерство также планирует подготовить предложения по развитию ремесленничества. Сформировать национальный реестр; создать саморегулируемую организацию; совершенствовать законодательство в сфере ремесленничества; открыть центры ремесленничества на приоритетных туристских территориях (ПТТ); разработать стандарты ремесленной продукции; маркетплейс для ремесленников.
В проекте постановления обозначены целевые
индикаторы и ожидаемые результаты от реализации концепции в 2029 году:
- рост объема валовой добавленной стоимости (ВДС) в отрасли туризма до 6,3 трлн тенге;
- увеличение занятости в отрасли
туризма до 800 тыс. человек;
- рост инвестиций в услугах по проживанию и питанию до 260 млрд тенге;
- увеличение количества внутренних туристов до 11
млн человек;
- увеличение количества въездных туристов до 4 млн человек;
- увеличение экспорта услуг по классификации
«Поездки» до 5,5 млрд долларов;
- увеличение охвата гостиниц информационной
системой «eQonaq» до 100%;
- 50 место в рейтинге ВЭФ по
глобальному Индексу развития путешествий и туризма.
С полным текстом проекта постановления «Об утверждении Концепции развития туристской отрасли
Республики Казахстан на 2023-2029 годы и признании утратившими силу некоторых
решений Правительства Республики Казахстан» можно ознакомиться по ссылке.