Школам поэтапно предоставят академическую автономию
Будет внедрена внешняя независимая оценка качества образованияМинистр просвещения Асхат Аймагамбетов рассказал о проекте Концепции развития образования на 2022-2026 годы. В документе по вопросам ведомства предусмотрены 6 направлений, 17 целевых индикаторов и 109 мероприятий, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Глава ведомства обозначил самые важные из них:
- В детских садах внедряется новая модель дошкольного воспитания и обучения. Меняются методы преподавания. Если раньше дошкольники учили уроки по 20 минут, то теперь с учетом международного опыта воспитательный процесс и обучение будут проходить через игру.
- Для обеспечения детей от 2 до 6 лет дошкольным образованием продолжится
работа по вводу и открытию дошкольных организаций, а также размещению госзаказа
в частные детсады. Будет снижена рабочая нагрузка
воспитателей и повышена их заработная плата. Продолжится
работа по повышению квалификации и аттестации воспитателей.
- Учебные программы по отдельным
предметам нуждаются в совершенствовании. На сегодня созданы рабочие группы,
готовятся новый госстандарт и учебные программы. Школам поэтапно будет представлена
академическая автономия. Будет внедрена внешняя независимая оценка качества
образования. Система аттестации школ перейдет от репрессивного содержания к
диагностическому направлению.
- В рамках национального проекта «Комфортная школа» до конца 2025 года будет введено более 800 тыс. ученических мест, что решит проблему трехсменных и аварийных школ. Планируется применить для новых школ единый стандарт строительства и оснащения.
- Будет внедрена единая очередь в детские сады на централизованном уровне. Это позволит проводить ежедневный мониторинг мест в детсадах, постановку в очередь и выданных направлений, сэкономить бюджетные средства и исключить коррупционные риски при распределении мест.
- У каждого педагога будет цифровое портфолио, где будет информация о прохождении аттестации, приеме на работу, участии в конкурсах. Будет проведена цифровизация выбора и мониторинга учебников в школах. Аттестаты и дипломы будут выдаваться по QR-коду в цифровом формате. У каждого ученика будет свой цифровой профиль.
- Будут разработаны современные подходы и переобучение специалистов для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (подготовка поведенческих аналитиков и специалистов). Функционируют 98 специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением слуха, зрения, речи, психическим расстройством. Для данных организаций будет приобретено необходимое оборудование.
- Охват детей кружками важен для сферы
образования. На сегодня охват составляет 70%. Будут открыты дворцы школьников,
станции юных техников, музыкальные и художественные школы, детские технопарки. В организациях образования активно
развивается дискуссионное движение, школьное и студенческое самоуправление. Это
позволяет детям развивать навыки критического и аналитического мышления.
- Будет оказана поддержка развитию шахматного движения в организациях образования. Сейчас как факультатив шахматы введены в свыше 500 школах для почти 28 тыс. детей. А в шахматных секциях в школах охвачено более 200 тыс. детей. Федерацией будет проведена работа в данном направлении, то есть подготовка учебно-методических пособий и повышение квалификации тренеров и педагогов.
- Реализуется проект «Читающая школа». За последние два года в школьные библиотеки приобретено 3,6 млн книг детской художественной литературы, 71% из которых на государственном языке. В дальнейшем будет обновлен фонд художественной литературы, продолжится работа по обеспечению научно-фантастической литературой, познавательной литературой на казахском языке.
- С 2023 года будет изменена периодичность прохождения курсов повышения квалификации педагогов. Теперь это происходит один раз в 3 года, а не 1 раз в 5 лет. Меняется как содержание, так и характер курсов. Формируется кадровый резерв директоров, продолжается реализация механизма ротации директоров организаций образования. Для подготовки и повышения квалификации квалифицированных кадров будет внедрен новый профессиональный стандарт «Педагог».
- Для поддержки детей-сирот будет внедрена альтернативная форма семейного устройства – институт профессиональной семьи. Усилится роль психологических служб в школе. Будут внедрены единые стандарты методических пособий педагогов-психологов. Будет возобновлено взаимодействие школы и родителей, работа попечительских советов.
- При этом будут пересмотрены нормативы обеспечения детей питанием, меню. Продолжится работа по предоставлению однократного горячего питания учащимся начальных классов. В столовых будут внедрены системы безналичного учета, онлайн-система контроля качества блюд, обновлена материально-техническая база.
- В техническом и профессиональном образовании будет обеспечен 100% охват желающих бесплатным обучением. В этом году госзаказ составил рекордные 128 тыс. мест. Теперь абитуриенты могут выбирать до 4-х специальностей и до 4-х колледжей.
- Для повышения качества подготовки кадров с текущего года колледжам предоставлена академическая самостоятельность. Планируется переход на лицензирование по специальностям. Для эффективного использования инфраструктуры, бюджетных средств и кадрового потенциала запланированы профилизация и укрупнение колледжей.