Почему инвестиции в образование так важны для будущего Казахстана
Об этом говорили на EdTech Forum M.E.T.A.Согласно докладу Coursera Campus Skills Report 2022, основанном на данных об обучении 3,8 миллиона студентов и 3700 учебных заведений, студенты абсолютно всех направлений нацелены на получение цифровых компетенций, таких как программирование, так как для многих работа в IT-секторе представляется надежным вариантом. В то же время популярностью пользуются коммуникативные навыки и другие гибкие навыки. Так, например, будущие инженеры считают их необходимыми для карьерного роста.
Стратегическим приоритетом многих стран становится комплексный подход к инвестициям в высококачественные системы образования. В постиндустриальную эпоху не материальные, а интеллектуальные ресурсы и технологии будут определять результаты успешного социально-экономического роста и устойчивого развития. Поэтому на сессии «Инвестиции в образование — инвестиции в будущее» рассмотрели несколько ключевых вопросов, касающихся развития человеческого капитала как фундамента экономики знаний. Модератором сессии выступил глава региона Азии в Coursera Эклавья Бхаве.
По словам модератора, качественное образование влияет на такие цели устойчивого развития ООН как чистая энергия, гендерное равенство, экономический рост, инновации. При этом в мире все сильнее растет разрыв между тем, что преподают в университетах и тем, что действительно требуется областям. В вузах обучение проходит по академическим дисциплинам, но в промышленности роли определяются, исходя из конкретных навыков. Этот разрыв существовал всегда, но увеличился из-за цифровизации. Вопрос, как его преодолеть, Эклавья Бхаве адресовал министру науки и высшего образования РК Саясату Нурбеку.
Спикер начал с того, что объяснил решение президента разделить министерство образования на два ведомства. Раньше дошкольным, школьным, высшим образованием и наукой занималось одно министерство и ему было тяжело регулировать такие разные сферы. Хотя министры заняты пока больше административными делами, связанными с созданными ведомствами, они намерены сократить разрыв внутри страны между людьми, имеющими доступ к образованию и лишенные его.
Высшие заведения в Казахстане сталкиваются с несколькими большими проблемами: во-первых, отечественная система образования вынуждена конкурировать с такими гигантами, как Google и Microsoft, которые развивают обучающие курсы. То есть, если раньше лицензируемое образование предоставляли в основном вузы, то сейчас в эту гонку включились и игровые компании — есть курсы lego education. И их опыт может больше привлечь людей, чем классические университеты в силу большой прибыли, которую получают эти компании. Однако наработки крупных компаний можно использовать и в казахстанском образовании — та же геймификация становится очень серьезным трендом и они удерживает внимание ребенка на предмете достаточно долго. Но все же образовательным учреждениям нужно понимать, что предоставление сертифицируемого образовательного контента больше не остается монополией только учебных заведений.
Вторая большая проблема — ограниченность инфраструктуры. В мире доступ к вузам имеет не более 350-400 миллионов людей из восьми миллиардов населения. Это и стало причиной, почему технологические гиганты включились в гонку за взращивание талантливых специалистов. Ранее, из-за ограниченности доступа к образованию, корпорацию недобирали специалистов и упускали из вида способных, но имеющих возможности обучаться учеников. В поле их зрения попадали только выпускники вузов — сотни миллионов из миллиардов. Кроме того, пандемия коронавируса привела к тому, что проблемы, накапливающиеся несколько десятилетий, стали системными.
Образовательные системы столкнулись с таким фактором, как увеличение продолжительности жизни. В мире появился новый концепт под названием sixty is new 40. И, например, Кокшетауский университет провел интересный эксперимент, запустив пилотный проект, в котором люди старшего возраста могут приходить в вуз и слушать лекции. Так как в связи с ростом продолжительности жизни растет и активность людей, они хотят доучиться, исполнить свою там мечту молодости и получить, например, ученую степень. Единственный способ для вузов снять эти ограничения инфраструктуры — идти в онлайн, что позволит сэкономить на строительстве зданий.
Третья проблема, с которым сейчас сталкивается образование — рынок труда слишком быстро меняется. И эти изменения происходят так быстро и настолько фундаментально, что формальная образовательная система, национальные квалификационные рамки, рамочные разработки учебных программ не справляются с этой скоростью. Ответственные за образование министерства Казахстана пересматривают устоявшиеся механизмы, ведь спрос на рынке труда меняется каждые 2-3 года. Пока в течение примерно пяти лет разрабатывают новую учебную программу, происходят большие изменения и полученные навыки становятся уже ненужными.
«Мы должны найти более гибкие решения, чтобы сформировать мостик между запросами и скоростью обработки этих требований со стороны высшего образования. Я думаю, что самое легкое и простое решение — цифровизация. Нельзя обойти ограничение инфраструктурного характера, это требует очень больших ресурсов. Вы не можете просто обойти ограничения связанные с юридическими основами, нужны платформы, где ВУЗы могут что-то отдавать и забирать. На все требуется финансирование, то есть нужно обеспечить очень серьезную взаимосвязь и обмен данными. И это будет обогащать всю среду в целом», — резюмировал Саясат Нурбек.
Далее экс-секретаря министерства образования Великобритании Джонатана Слейтера попросили рассказать, как вузы могут стать конкурентоспособными и как в целом это скажется на экономике и жизни людей. Спикер поделился опытом своей страны, где фундаментальной частью реформ в образовании за последние сорок лет является развитие базовой способности обращаться с цифрами. И потенциал заработка нельзя соотнести с чем-то другим, кроме математики и грамотности. Эти два умения — ключевые навыки, которые надо выучить, чтобы много зарабатывать в будущем. Кроме того, преподаватели должны изучать и понимать, как именно люди обучаются.
«Не будет такого момента, когда мы знаем все или знаем достаточно для того, чтобы сказать "я все знаю". На самом деле нужно быстро адаптироваться, поэтому способность учиться или так называемое метапознание — фундаментальный навык который мы должны знать как учителя, чтобы помогать ученикам развиваться. Если мы спросим работодателей, что должны знать молодые люди, они всегда говорят, что это грамотность и умение считать. Но больше всего им нужны soft skills — они нуждаются в креативности, умении работать в команде, общаться, слушать друг друга. Они хотят людей, которые по-доброму относятся друг к другу. Работодателям нужны человеческие ресурсы, эмоциональный интеллект, а не чего-то другого. И рабочим основным навыкам лучше всего обучают работодатели, а не образовательные институты. Поэтому нужно партнерство между системой образования, которое может дать базу и предложить определенные навыки, недоступные работодателю, а работодатель даст более специфичные навыки», — подчеркнул Джонатан Слейтер.
К примеру, в Великобритании, помимо обучения чтению, письму и счету старшее поколение учат навыкам работы с цифровыми гаджетами.
Резюмировал свою речь Джонатан Слейтер словами, что людям не нужно бояться роботизации, ведь у них остается то, чем никогда не будет обладать даже самая совершенная машина. Это способности сочувствовать, слушать, сопереживать и быть неравнодушным. Поэтому перед современным образованием стоит вызов вырастить людей такими, чтобы они были не безразличны друг к другу.
Эклавья Бхаве подхватил мысль эксперта и поделился опытом платформы Coursera: например, в 2019 году 8 из 10 лучших курсов, которые выбирали люди, были связаны с цифровыми технологиями. А когда началась пандемия коронавируса, стало очевидно, что студентам нужна комбинация из цифровых и человеческих навыков. Компьютер сможет заменить только то, что можно повторить, но такие навыки как решение проблемы, лидерство, сотрудничество, сопереживание останутся прерогативой людей.
О важности глобального опыта для студентов, а также роли в этом процессе онлайн-обучения и цифровых платформ рассказала заместитель председателя правления АО «Университет КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева» Айнур Карбозова.
С вопросом о глобализации образования обратились именно к этому спикеру, так как в КАЗГЮУ активно использует программу академической мобильности. У вуза есть более 90 международных партнеров в Германии, Польше, Чехии, Японии, Южной Кореи и многих других. Еще одна глобальная программа КАЗГЮУ — двойной диплом. Этот механизм дает студентам международный опыт, разные возможности и мотивацию. Благодаря этому студенты в будущем станут более конкурентоспособны на рынке труда, быстрее адаптируются к новым вызовам, развивают и пользуются soft skills. По мнению эксперта, в Казахстане больший упор делают на теоретическую подачу знаний, в силу чего и многие практические вещи упускаются. Именно поэтому КАЗГЮУ уделяет большое внимание поискам международных партнеров и глобальному опыту.
С начала сессии эксперты много говорили о том, как быстро меняется рынок труда и важности непрерывного образования. Подробнее об этом рассказал следующий спикер — ректор Astana IT University Дархан Ахмед-Заки.
По словам эксперта, несмотря на то, что вуз в будущем сможет принимать 200 000 абитуриентов, нельзя забывать и роли школы в процессе непрерывного образования. В школе нужно формировать цифровые навыки и умения через java-программирование и робототехнику. Далее уже вступает в силу вуз — студенты получают теоретические инженерные знания, а потом и прикладные. На этапе магистратуры и докторантуры эти знания дополняются.
Для вуза важны математические и логические знания, поэтому, помимо ЕНТ, абитуриенты сдают внутренние экзамены. Это английский язык, компьютерные науки, логическое мышление. Отбор и само обучение достаточно жесткие, поэтому, например, из 600 студентов оканчивают вуз только 523.
«Если мы рассматриваем свои программы, командную работу или проектные различные задания, необходима креативность. Если ее нет, то наши науки становятся скучными. Президент сказал, что нужно выпускать 100 000 IT-кадров, и мы знаем, что эта задача лежит в том числе и на нас. Каждый год мы хотим выпускать 1 500 кадров. Мы стараемся подготовить специалистов нового поколения, у которых будут компетенции не только теоретического плана, но и практического. Мы видим, что в Казахстане есть новое поколение — люди, которые работают в цифровой трансформации. И им необходимы не только знания в IT, но и soft skills. Кроме того, мы готовим специалистов по IT-менеджменту, цифровой трансформации, IT-журналистике. Это мультидисциплинарные знания, междисциплинарные знания, и мы ожидаем, они позволят полностью выполнить требования рынка труда», — подчеркнул Дархан Ахмед-Заки.
Управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов рассказал, как возглавляемый им финансовый институт вносит вклад в развитие образования. По его словам, нельзя забывать о том, что богатство страны — не только ее природные ресурсы, но также человеческий и социальный капитал. И если не инвестировать в последние два, не обращать на них внимания, страна сильно отстанет в развитии. За последнее десятилетие кардинально изменилась парадигма образования, которая перестала был консервативным и рутинным процессом. Теперь в нее все больше включают технические и технологические инструменты. Демократизация обучения через систему образовательных технологий является очень важной в современном мире.
«Образовательные технологии не менее важны, чем другие, будь то fintech or techfin. Поэтому мы создали Бюро непрерывного профессионального развития (BCPD). Это специальная организация, которая готовит пул кандидатов, резерв в наш профессиональный запас. То есть, мы создаем экосистему, фокусируемся на формировании молодых местных экспертов, которые могут работать. Мы гордимся, что 8 000 человек прошли глобальные программы сертификации в финансах. Также уже подготовлены сертифицированные финансовые аналитики — 15 000 человек мы можем предлагать разным финансовым организациям», — рассказал Кайрат Келимбетов.
Помимо инвестиций в образование и подготовки специалистов в МФЦА планируют в будущем поддерживать новичков в сфере IT-инженерии. Для этого, как уже ранее говорили на сессии, необходимо создать 100 000 новых IT-специалистов в Казахстане. Однако пока система высшего образования Казахстана не может себе этого позволить. Поэтому требуются дополнительные решения, которые изменят правила игры — возможно, асимметричный подход в подготовке специалистов. Одним из примеров таких нестандартных решений можно считать школу QWANT, в создании которой принял участие один из основателей школы высоких технологий 42 school. В заведении готовят IT-специалистов с 2020 года, и пандемия коронавируса подтолкнула руководство QWANT активнее привносить инновации в свою работу. Кайрат Келимбетов уверен: если заинтересовать молодых людей учиться онлайн, то это полностью изменит правила игры.
В заключение Саясат Нурбек рассказал о семи приоритетах, которые нужно продвигать как политику нового министерства:
- закрыть разрыв между отраслями и академическими кругами. Для этого нужно создать очень адаптивные, гибкие учебные планы и программы;
- предоставить равный доступ к качественному образованию;
- развивать цифровизацию и образовательные технологии, работать с крупными международными партнерами;
- продвигать академическую автономию, пересмотреть фонды и пожертвования, попечительские советы и трастовые управления вузов;
- внедрять саморегулируемые вузы, чтобы они могли адаптироваться к меняющемуся ландшафту рабочей силы и быстро находить решения.
- улучшить конкуренцию в образовании, привлечь вузы, способные изменить игру на местном рынке. Сюда относится открытие в стране филиалов престижных вузов — например, Университета Аризоны и Университета Де Монфронт;
- привнести в систему образования студенто-центричного подхода, так как очень часто внимание уделяют инфраструктуре вузов, профессорско-преподавательскому составу. Для качественной системы образования международного уровня нужно развивать студенческое самоуправление и саморегулируемые органы.
Четвертый международный форум образовательных технологий прошел в Нур-Султане в офлайн-формате с 27 по 29 июня 2022 года. EdTech Forum M.E.T.A. — крупнейшая конференция в сфере образовательных технологий в Центральной Азии. Главный организатор форума — BCPD (Бюро непрерывного профессионального развития) — технологичная компания, которая развивает цифровые продукты для обучения в течение всей жизни. Ключевая тема форума в этом году М.Е.Т.А. (Мобильность. Инновации. Технологии. Действия).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.