Пять принципов дебюрократизации государственного аппарата
Один из них - цифровизация по умолчаниюПриоритетом в работе госаппарата должно стать содержание, а не форма. Об этом на брифинге на тему «О мерах дебюрократизации деятельности государственного аппарата» рассказала заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Айгуль Шаимова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АСПИР.
Напомним, 14 апреля президент подписан указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата».
«Это первый принцип дебюрократизации – приоритет сущности над формой. Что он означает? Сегодня, повседневная работа госорганов акцентирована на текущей рутиной операционной деятельности, а не на достижении задач и результата. На отсутствие прогресса как правило, влияет то, что, реализация одного полномочия, возложена на несколько госорганов, которые работают разрозненно. К примеру, за водоснабжение внутри населенного пункта отвечает акимат, а за подведение водной инфраструктуры к селу – центральный госорган. Соответственно, если они будут планировать деятельность в отрыве друг от друга, то может получиться так, что если акимат свою работу выполнит, а центральный госорган нет, то в любом случае населенный пункт будет без воды», - сообщила она.
Поэтому реальный результат, обеспечивающий практическое решение вопроса, станет определяющим критерием эффективности в работе государственных органов.
«Следующий принцип – цифровизация по умолчанию. Еще в начале нулевых была поставлена задача – перейти на безбумажный документооборот. К сожалению, сегодня документы формируются в электронном формате, а также дублируются на бумажном носителе», - пояснила представитель АСПИР.
Для реализации данного принципа предусмотрено несколько мер. Например, отказ в рамках нормотворчества от бумажных носителей или введение инструмента «согласование по умолчанию» проектов нормативных актов, исключение направления запросов между госорганами для истребования ведомственных данных, планируется систематизировать в одной информационной системе все виды отчетов, система «е-Отиниш» будет трансформирована в «одиное окно» для приема всех видов обращений.
«Указом поручено сократить бюджетные расходы на канцелярскую
бумагу и сопряженные с ней товары в три раза. По данным уполномоченного органа, сейчас на эти
цели только на центральном уровне затрачивается 7 млрд тенге», - рассказала она.
Третий принцип – это управленческая ответственность. «Как говорится: «коллективная ответственность влечет коллективную безответственность». Поэтому в целях повышения ответственности и обеспечения автономности первых руководителей указом вводится принцип управленческой ответственности. Он будет реализован посредством ряда мер. Так, сегодня, если у госоргана нет законодательно закрепленных полномочий, то он не может издавать приказы по неурегулированным вопросам. На закрепление компетенции на практике могут уходить годы. Особенно остро мы столкнулись с этим вопросом в период пандемии, когда от госорганов требовалось оперативное принятие решений. Однако, ввиду отсутствия у них установленной компетенции и функции реализация этой задачи становилась возможной только после внесения соответствующих изменений, как в закон, так и подзаконные акты», - пояснила Айгуль Шаимова.
Поэтому указом госорганы для оперативного реагирования на актуальные вызовы, наделяются правом принятия правовых актов без внесения изменений в законы.
Четвертый принцип – это непрерывное совершенствование, т.е. формирование и поддержание организационной культуры госаппарата, стимулирующей сокращение бюрократии, системный реинжиниринг и оптимизацию внутренних процедур и процессов.
«Что имелось ввиду? Крайне важно, чтобы госслужащий будучи проводником реформ, активно вовлекался в выработку актуальных мер. Почему этого не происходит сегодня? Ответ прост. В госаппарате не изжит стереотип «инициатива наказуема»... Такой уклад сказывается на всей деятельности. Поэтому указом предусмотрен блок мер по реинжинирингу бизнес-процессов», - пояснила она.
Айгуль Шаимова уточнила, что глава государства поручил провести
тотальную ревизию всех поручений, находящихся на контроле в Администрации
Президента и пересмотреть внутренние процессы. Также оптимизации подвергнутся бюджетный и нормотворческий
процессы, будет оптимизирован перечень документов, которые
формируются в деятельности госаппарата. Сегодня он состоит из свыше одной тысячи наименований.
«Чтобы реинжиниринг бизнес-процессов проходил более эффективно, служащие будут нацелены на постоянную оптимизацию своей деятельности. Ведь чем больше операционных процессов будет усовершенствовано, тем больше времени можно уделять отраслевым вопросам. Поэтому пятый принцип дебюрократизации – оптимальность регламентации. Приведу пару данных. Сегодня госаппарат реализует свыше 35 тыс. функций. Тогда как в 2015 году их число составляло примерно 4,5 тыс.», - рассказала заместитель председателя агентства.
По ее словам, это свидетельствует о том, что ежегодно количество функций государственных органов увеличивается. Подобная ситуация связана с требованием закона о регламентации каждого процесса. В результате, каждое новое требование приводит к значительному увеличению количества функций. Поэтому указом устанавливается требование о недопущении введения новых недостаточно обоснованных бюрократических требований.