Как компаниям выстраивать этичные отношения с бизнес-партнерами?
Об этом рассказала руководитель службы этики и комплаенса Beeline Айпара АдибайВ 2021 году в Казахстане было зарегистрировано 1576 коррупционных преступлений. При этом, по данным статистики Антикоррупционной службы, в основном такие преступления совершали представители корпоративного сектора. Естественно, это негативно сказывается на репутации, инвестиционной привлекательности компаний, чьи сотрудники использовали «серые» схемы. Чтобы предупредить коррупционные риски и сделать деятельность компании более открытой, многие организации развитых стран используют комплаенс-системы. О том, как такие системы помогают улучшить взаимодействие между сотрудниками разных уровней, бизнес-партнерами рассказала руководитель службы этики и комплаенс Beeline Айпара Адибай.
- Айпара, все больше компаний стали внедрять комплаенс-программы. Почему это становится новым трендом?
- Действительно, внедрение комплаенс-программ набирает обороты. Чтобы понять, почему важно внедрять такие программы как в крупных, так и в небольших компаниях, объясню, что из себя представляет понятие «комплаенс». С английского языка «compliance» переводится как соответствие. То есть, если рассматривать этот термин в юридической плоскости, комплаенс – это соответствие определенному закону и правилам. В целом существует несколько направлений комплаенс: по противодействию отмыванию денег, антимонопольный, юридический и так далее. В Beeline мы делаем упор на развитие антикоррупционной комплаенс-программы и культуры открытого и прозрачного бизнеса.
Тренд на внедрение комплаенс объясним – это напрямую связано с заботой о репутации.
Сейчас все мировое бизнес-сообщество старается стать более открытым. Учитывая это, именно комплаенс-службы становятся надежными партнерами, которые помогают бизнесу заботиться о своей репутации. С помощью комплаенс-программы организации могут достигать своих целей этичным путем – а значит, формируя положительную репутацию.
- Насколько мне известно, комплаенс включает не только механизмы противодействия коррупции…
- Верно, другие параметры зависят от специфики бизнеса. Приведу пример. Являясь частью компании Veon Ltd, которая котируется на бирже NASDAQ, мы должны исполнять Федеральный закон США о борьбе с коррупцией за рубежом. Поэтому в своей работе мы делаем упор именно на внедрении инструментов по противодействию коррупции.
Сейчас же, имея почти 10-летний опыт внедрения комплаенс-программы, мы понимаем, что ее нужно использовать во многих компаниях, и не только из-за законодательных норм той или ной страны.
Основой комплаенс-программы является корпоративная культура, которая должна призывать к открытому и прозрачному ведению бизнеса. Честность и открытость – это базовые ценности, которые меняют мышление людей, а значит - и поведение сотрудников компании, ее акционеров и бизнес-партнеров. Они стремятся не допускать коррупции, неэтичного поведения в бизнес-среде. Достичь этих целей и помогает комплаенс-система.
- Получается, что комплаенс – это свод правил поведения в компании...
- Да, это внутренние правила, которые основаны на кодексе поведения в организации. Такой кодекс регулирует этические нормы поведения руководства, сотрудников и бизнес-партнеров компании и, конечно, их приверженность к ценностям. То есть, насколько открыто, честно все эти субъекты ведут себя по отношению друг к другу.
- Как система комплаенс выстраивается в Beeline?
- При внедрении такой системы нужно учитывать специфику работы компании, а именно - какой риск для нее является основным. Если это коррупционный риск – то необходимо делать акцент на антикоррупционном комплаенсе.
Для нас своеобразным толчком для трансформации компании стал начавшийся в 2014 году кризис телекоммуникационного холдинга Vimpelcom. Тогда в отношении его операционной компании в Узбекистане – Unitel - было начато расследование. Следственные органы выяснили, что она на протяжении нескольких лет давала крупные суммы взяток госслужащим для развития своего бизнеса на узбекском рынке. В те годы в компании не было отдельной комплаенс-службы. Это событие не прошло бесследно для Vimpelcom, она была вынуждена оплатить весомый штраф. Помимо штрафа, было заключено соглашение с независимым Наблюдателем на три года о внедрении эффективной комплаенс-программы. На сегодняшний день 90% комплаенс-процессов автоматизированы.
- Какие именно направления входят в комплаенс-программу вашей компании?
- Наша комплаенс-система состоит из 11 основных направлений. Расскажу о некоторых из них. Первое и главное - это приверженность руководства этическим принципам ведения бизнеса. Менеджеры всех уровней должны подавать пример, соблюдая принципы кодекса этики, создавать условия, при которых работники готовы открыто заявлять о том, что их беспокоит. Если этого не будет, то комплаенс-программа не будет качественно реализована. Знаете, зачастую многие компании как бы заявляют о том, что они будут исполнять комплаенс-программу, но на деле она внедряется только номинально, а де-факто не работает. Поэтому именно вовлечение руководства в комплаенс-программу так важно.
Второе направление – проведение риск-ориентированных тренингов и коммуникаций. Мы учим распознавать коррупционные и мошеннические риски в зависимости от функции сотрудников. Проводим прямые эфиры для сотрудников по разбору различных дилемм и нарушений. Коммуникации проводятся не только внутренние, но и внешние. Так, например, мы ежегодно проводим бесплатные комплаенс-форумы для государственных, квазигосударственых и частных организаций. Делимся практическим опытом. В этом году мы проведем очное обучение по основам комплаенс-программы для 4 компаний бесплатно.
Третье направление - политики и процедуры, через которые мы реализуем комплаенс-программу. Самый главный документ - это Кодекс поведения, в котором прописан механизм урегулирования конфликта интересов между сотрудниками компании и ее партнерами. Такие политики и процедуры должны быть написаны максимально просто, понятным языком. Они должны содержать конкретные шаги, например, по распознаванию коррупционных рисков, проверку благонадежности бизнес-партнеров и кандидатов до вступления в деловые отношения.
Одно из самых важных направлений программы – это горячая линия, через которую сотрудники могут анонимно или открыто сообщать о нарушениях. Важно разъяснять сотрудникам, что главной целью горячей линии является предотвращение негативных последствий для компании. Кстати, не только сотрудники могут воспользоваться горячей линией, но и наши бизнес-партнеры. Мы регистрируем такое обращение, расследуем его и рассматриваем на дисциплинарном комитете.
Расследование и отчетность – это также одно из направлений комплаенс. В нашей компании, например, главный исполнительный директор возглавляет дисциплинарный комитет. То есть он лично заинтересован в снижении коррупционных и мошеннических рисков. Каждый случай о нарушении комплаенс не только изучается, но и разрабатывается ряд мер по его предотвращению.
Еще одно направление, которое развиваем - противодействие отмыванию денег. Ведь наша компания не только оказывает телеком-услуги, но и предоставляет возможность своим абонентам осуществлять денежные переводы. Предотвращение «серых» транзакций - это также одна из функций службы этики и комплаенс.
- Как можно измерить эффективность системы комплаенс?
- Измерить эффективность такой системы можно несколькими способами. Например, исследование индекса этики и комплаенс. Оно проводится ежегодно, анонимно среди всех наших сотрудников. Вопросы направлены на оценку деловой этики и комплаенс-норм по всем направлениям комплаенс-программы. Далее изучаем полученные результаты и вырабатываем план действий по улучшению комплаенс-программ. Еще один способ – это измерения эффективности вшитых в системы rомпании комплаенс-контролей, которые проводят наши коллеги из направления риск-менеджмента и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита. К тому же мы проходим периодическую оценку комплаенс-программы со стороны внешних аудиторов.
- Вы возглавляете службу деловой этики и комплаенс Beeline с 2013 года. Вам удалось за счет комплаенс выявить какие-то нарушения?
- Каких-то коррупционных схем с госслужащими выявлено не было, но они были с партнерами. Например, у нас был случай, когда за несколько дней до заключения крупного договора наш сотрудник, который ведет этот договор, раскрыл, что ему на день рождения по почте прислали сертификат на 30 тыс. тенге. По его словам, такой сертификат отправил бизнес-партнер, с которым намечалось заключение договора. Мы провели проверку. Информация подтвердилась. В итоге наша компания отказалась от планируемой сделки.
Топ-менеджмент компании не принимает никакие подарки. Для сотрудников действуют лимиты. Мы внедрили эту норму задолго до того, как она была закреплена для госслужащих законодательно. Были случаи, когда расторгали трудовые договоры за нарушение комплаенс-правил с сотрудниками, которые проработали 10-15 лет в компании, так как для нас являются важными ценностные качества сотрудников при достижении корпоративных целей.
- Повлиял ли как-то комплаенс на вашу корпоративную культуру?
- Самый главный урок для нас от полученного опыта – это понимание и принятие, что залогом успешного развития компании является корпоративная культура, основанная на ценностях. Невозможно выстроить прозрачные отношения и комплаенс-программу только на сухих правилах и законодательных нормах. Главное – изменение мышления. Этот опыт стал причиной для глобальных изменений в организации и впоследствии помог нам разработать качественную, эффективную и зрелую комплаенс-программу. С тех пор максимальная открытость лежит в основе всей деятельности компании – это ценится на рынке. На сегодня наша комплаенс-программа является одной из лучших практик в этой области.
Деловая этика и комплаенс являются неотъемлемой частью корпоративного управления нашей компании. Невозможно на 100% гарантировать отсутствие рисков коррупции и мошенничества, но имея сильную комплаенс-программу, бизнес может своевременно приложить все возможные усилия для снижения таких рисков.При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.