Вместе весело шагать с техосмотром

Министерство транспорта и коммуникаций РК планирует ввести безбумажное прохождение, а также видеомониторинг процесса техническог...

Министерство транспорта и коммуникаций РК планирует ввести безбумажное прохождение, а также видеомониторинг процесса технического осмотра. Но вопрос стоит в другой плоскости: введет ли Казахстан те же требования, которые в отношении техосмотра ввела Россия. Если же требования в двух странах Таможенного союза (ТС) окажутся различными, тогда это может ударить по интеграционным процессам.

В середине декабря на брифинге в службе центральных коммуникаций при президенте Казахстана министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев сообщил, что техосмотр станет безбумажным.

«В начале года мы выступили с инициативой, что необходимо облегчить техосмотр. Исключить очереди, которые имели место. Максимально было облегчено получение документов. На сегодняшний день организована работа 297 центров техосмотра (ЦТО), которые включают в себя 619 стационарных и мобильных линий. Количество визуальных параметров проверки того или иного автомобиля было уменьшено с 52 до 39. Следующий шаг – это переход от технического талона к безбумажному прохождению осмотра, что поможет исключить все нехорошие элементы, которые имели место быть», – сообщил министр.

По информации г-на Жумагалиева, на начало января 2012 года в реестре состояло только 43 ЦТО. За текущий год техосмотр прошли уже более 1,478 млн автодорожных средств из 2,155 млн.

Как сообщил глава ведомства, еще одной мерой для обеспечения прозрачности процедуры прохождения техосмотра стало внедрение единой информационной системы (ЕИС) «Техосмотр», которая объединила все ЦТО. В настоящее время она работает в тестовом режиме и уже позволила выявить более тысячи поддельных свидетельств о прохождении техосмотра.

«Для исключения возможности «заочного» прохождения техосмотра в правила организации и проведения техосмотра внесены изменения: помимо введенной ранее обязательной фотофиксации предусмотрен обязательный видеомониторинг процесса техосмотра автомобиля. С января 2013 года эта норма вступит в силу и станет обязательной для проведения техосмотра автомобиля», – добавил министр.

А нужен ли техосмотр?

Глава транспортного ведомства обещает обеспечить переход от технического талона к безбумажному прохождению осмотра, что, по его словам, «поможет исключить все нехорошие элементы».

Под «нехорошими элементами», по всей видимости, нужно иметь в виду формальное прохождение технического осмотра за взятку. Но чтобы полностью исключить взятки, целесообразнее отменить техосмотр как неэффективную меру.

Надо признать, основная цель техосмотра – это добиться технической исправности автомобилей. Так, например, в США, согласно статистике, всего 0,7% аварий на дорогах происходят по причине неисправности автомобиля. Правительства многих штатов не считают, что из-за такого мизерного процента есть смысл тратиться на осмотр каждого авто. Необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. 

Если неисправность станет причиной аварии, то страховая компания будет взыскивать с виновника весь причиненный ущерб, – с этим очень строго. 

Например, в начале декабря, и тоже с целью победить коррупцию, техосмотр отменили в России. Водителям больше не нужно будет получать талон техосмотра. Талон, который было необходимо постоянно возить с собой, теперь будет заменен на так называемую диагностическую карту. Ее водитель может не держать в машине, поскольку доказательством наличия карты будет полис ОСАГО. Застраховать автомобиль без техосмотра будет невозможно.

Интегрироваться или упрямствовать?

Казахстанское общество разделилось: одни считают техосмотр формальностью, стимулирующей коррупцию, другие полагают, что отмена техосмотра приведет к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.

В то же время в июне этого года депутаты фракции Демократической партии Казахстана «Ак жол» предложили отменить прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, предназначенных для личного пользования и не связанных с перевозкой пассажиров и грузов. По их мнению, техосмотр проводится формально и не оказывает серьезного влияния на повышение уровня технической исправности транспорта. «В гораздо большей степени эти показатели обеспечиваются за счет личной обеспокоенности самого владельца за технически исправное состояние личного транспорта», – считают во фракции.

Между тем, по данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, более 60 тыс. автомобилей в 2012 году не прошли техосмотр с первого раза. «Это свидетельствует о том, что транспорт, в том числе принадлежащий физическим лицам, не всегда поддерживается в технически исправном состоянии. Следовательно, отмена техосмотра может резко отразиться на состоянии безопасности на дорогах из-за появления технически неисправного и изношенного парка автомобилей», – сообщают в Минтранскоме.

Также против отмены техосмотра выступает Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ). По мнению представителей ассоциации, предложение по отмене техосмотра является несколько преждевременным и недостаточно продуманным, хотя и находит поддержку среди широкой массы населения. В качестве одного из доводов против этой идеи приводится в пример техрегламент, разработанный в рамках ТС. 

Кроме этого, по мнению АКАБ, отмена техосмотра скажется на техническом состоянии автомобилей. «Давайте представим, что техосмотр будет отменен. Автолюбителям будет удобно, но тогда остаются открытыми вопросы об отсутствии дополнительного выявления похищенных транспортных средств, бланков и талонов, выявления автомобилей, скрывшихся с места ДТП, уточнения количества автомобилей. Все это кажется несущественным, но это абсолютно не так. Можно говорить сегодня не об отмене, а об усовершенствовании процедуры техосмотра», – заявил председатель совета директоров автозавода «Агромашхолдинг» Ким Дин.

Если смотреть на вещи трезвым взглядом, то Казахстан, хочет он того или нет, должен будет пойти по пути, по которому пошла Россия. В противном случае требования в двух странах ТС могут оказаться различными, что неприемлемо для интеграции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤