«Казахстан – 2030». Итоги
В представленной в октябре 1997 года президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым стратегии «Казахстан – 2030» были определены...В представленной в октябре 1997 года президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым стратегии «Казахстан – 2030» были определены семь долгосрочных приоритетов, которые стали основой для разработки конкретных планов действий по дальнейшей трансформации республики в одно из самых безопасных и стабильных государств мира с динамично развивающейся экономикой.
Напомним, в их числе национальная безопасность, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, здоровье, образование и благополучие граждан, энергетические ресурсы, инфраструктура, в особенности транспорт и связь, а также профессиональное государство.
Как рассказал «Капитал.kz» Василий Резван, общественный советник Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», государство планомерно выполняет все приоритеты, обозначенные в стратегии. «Наметились положительные тенденции в экономическом развитии. Если сравнивать состояние экономики Казахстана в 1997 году и нынешнее – это небо и земля. В то время мы и не мечтали о том, что сегодня стало реальностью. Все проблемы мы научились решать политическими методами, без насилия, не проливая крови. Нам в значительной мере удалось преодолеть противостояние исполнительной и законодательной власти. Но самое главное достижение – межнациональное согласие», – рассуждает г-н Резван.
По его словам, для установления дружественных отношений с зарубежными странами проведена огромная плодотворная работа. За последние 15 лет независимость Казахстана признали свыше 120 государств, из них со 105 установлены дипломатические отношения. Подписано более 800 межгосударственных и межправительственных соглашений.
«Можно с уверенностью сказать, что Казахстан – неотъемлемая часть мирового сообщества. Республика регулярно становится местом проведения различных мероприятий международного значения. К примеру, в ноябре этого года Астана выиграла право провести специализированную выставку ЕХРО-2017. На мой взгляд, дипломатическая политика в целом движется в правильном направлении», – говорит г-н Резван.
При этом он отметил, что основные сложности в реализации стратегии «Казахстан – 2030» в большинстве случаев возникают из-за нерадивых чиновников, которые создают различные барьеры на пути эффективного исполнения задач, поставленных главой государства.
Схожие взгляды и у Меруерт Казбековой, секретаря Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК. «Сегодня ведется депутатское расследование по программе «Доступное жилье – 2020», которая реализуется в рамках стратегии. И одна из главных проблем – неэффективная работа государственного сектора, а именно чиновников. Они не всегда профессионально, своевременно и добросовестно выполняют порученную им работу, что вызывает очень много нареканий», – рассказала «Капитал.kz» г-жа Казбекова.
По ее мнению, бороться с халатностью чиновников можно и нужно. А в этом поможет не только активная гражданская позиция казахстанцев, но и недавно принятый закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы».
«Этот закон будет способствовать тому, что государственные чиновники наконец-то станут более эффективно выполнять свои функции и защищать интересы государства. Если они выбрали эту стезю, то нужно это делать верой и правдой. А с этим у нас – проблема: для реализации всех программ есть финансовые средства, но не хватает преданности и любви к своему делу», – полагает г-жа Казбекова.
Своим мнением с «Капитал.kz» поделилась и Алтынай Кобеева, директор информационно-ресурсного центра неправительственных организаций Алматы. «За 15 лет с момента принятия стратегии «Казахстан – 2030» мы продвинулись хорошо, правда, не сказать что на «отлично». Сегодня существуют механизмы реализации социально значимых проектов, решаются вопросы в неправительственном секторе. Все идет поэтапно, даже несмотря на форс-мажорные обстоятельства и жизненные коррективы», – говорит г-жа Кобеева.
По ее словам, Казахстан добился впечатляющих успехов в развитии гражданского общества. И доказательство этому – партнерские отношения неправительственных организаций (НПО) и государства. Это способствует реализации приоритетных проектов, созданию системы просвещения и продвижению законов в данной области.
«На мой взгляд, вопросы внутриполитической стабильности, консолидации общества и социальной защищенности по-прежнему останутся в числе приоритетных в развитии Казахстана. Сегодня одна из проблем состоит в том, что население недостаточно информировано о деятельности НПО, и в этом плане нужно больше работать», – заключила г-жа Кобеева.