Валерий Лановенко: «Прошлый финансовый год был чрезвычайно успешным для Oracle»
2012 финансовый год в России и странах СНГ для компании Oracle был отмечен ростом по всем направлениям «от приложений до диска»,...2012 финансовый год в России и странах СНГ для компании Oracle был отмечен ростом по всем направлениям «от приложений до диска», более 2500 предприятий стран СНГ приобрели технологии, приложения и оборудование Oracle. О том, какое место в бизнесе Oracle в странах СНГ сейчас занимает рынок Казахстана, о локальной специфике нашего рынка, а также о новых решениях в интервью «Капитал.kz» рассказал Валерий Лановенко, вице-президент Oracle, глава представительства Oracle СНГ.
– Как компания завершила 2012 финансовый год? Ожидаете ли вы сохранения темпов роста в следующем году?
– Прошлый финансовый год был чрезвычайно успешным для нашей компании. Это один из лучших результатов, которые Oracle демонстрировала за всю историю работы на рынке СНГ. По большинству направлений рост бизнеса превысил запланированный. И ключевым фактором успеха, мы считаем, являются масштабные инвестиции, которые Oracle делает в новые разработки глобально. Это и Oracle Engineered Systems, оптимизированные программно-аппаратные комплексы, которые за короткий срок вошли в приоритетный список CIO в СНГ, и передовые серверы на базе революционного процессора SPARC T4, и новое поколение бизнес-приложений Oracle Fusion Applications, и многие другие. Наши заказчики отмечают, что выбирают Oracle, в том числе и потому, что наши разработки предвосхищают их ожидания.
Эту тенденцию подтверждают результаты второго квартала 2013 финансового года Oracle. Они вот только объявлены. Доходы от продаж новых лицензий на программное обеспечение и подписки на «облачное» ПО выросли на 17%. Во всех географических регионах отмечен двузначный рост, в ЕМЕА он составил 12%.
Цикл наших продаж составляет в среднем 3-4 месяца по базам данных, по бизнес-приложениям он может быть до года и даже более. Наши проекты «долгоиграющие», они имеют стратегическую ценность для клиента, и только единицы могут принять решение остановить проект, не доведя его до логического завершения. Ведь это в результате может оказаться для компании дороже. Отмечу также, что решения по действительно большим проектам, как правило, принимаются отдельно на уровне СЕО. Это стратегические инвестиции предприятия.
У Oracle есть предложения для любого уровня компаний, для любой экономической задачи и любой отрасли. Во время экономического спада, например, на первый план выходили, в том числе, решения для управления эффективностью компании, консолидации: снизились запросы на полнофункциональные ERP-внедрения, зато спрос на EPM-системы (Enterprise Performance Manageent) вырос на 200-300%. Наш аппаратный бизнес также чрезвычайно успешен, в том числе и в Казахстане. В общем – полный интегрированный стек, как говорят в Oracle.
– Какое место в бизнесе Oracle в странах СНГ сейчас занимает рынок Казахстана?
– В этом вопросе Oracle не исключение из крупных вендоров IT-индустрии в СНГ. Правда, у нас Казахстан занимает долю, чуть большую, чем 5%. Примерное соотношение Россия-Украина-Казахстан – 80-12-8. На сегодняшний день темпы роста нашего бизнеса в Казахстане сопоставимы с российскими.
– Есть ли у нашего рынка какая-то локальная специфика?
– В связи с тем, что сам рынок меньше, есть специфика, связанная с количеством наших основных активных партнеров. Это примерно 10% от общего числа партнерских компаний, работающих с Oracle. И доля одинакова как в России, так и в Казахстане. Это партнеры, которые инвестируют в развитие бизнеса с Oracle, непрерывно развивают продуктовые знания, обучают специалистов, вводят различные сервисы и возможности для клиентов. В Казахстане таких компаний порядка десятка. И этого вполне достаточно для сегодняшнего рынка.
И спектр продуктов, которые мы активно продвигаем в Казахстане, полностью сфокусирован на потребности казахстанских компаний и может быть несколько уже, чем, например, в России. Речь идет именно о массированном продвижении с помощью партнеров. Все продукты нашего портфолио одинаково доступны во всех странах. Здесь нет страновых ограничений. И по сравнению с конкурентами мы в очень хорошей форме, особенно с точки зрения новых продуктов и развития партнерской сети. Количество наших активных партнеров за последние три года практически удвоилось. Новые партнеры подключаются именно потому, что видят в работе с Oracle реальный бизнес. Так, например, в прошлом финансовом году в новые разработки Oracle было вложено $4.5 миллиарда. Компания активно развивается, значит, здесь есть хороший бизнес для местных ИТ-компаний.
– Насколько высоко вы оцениваете уровень экспертизы казахстанских партнеров?
– У нас есть стандарты и критерии авторизации и специализаций, и они едины во всем мире. Те компании, которые авторизованы в Казахстане и получили соответствующие специализации, ни в чем не уступают российским или западным.
Рынок СНГ достаточно развит и, с точки зрения восприятия технологий, более восприимчив. Многие годы советские институты выпускали инженеров по разным направлениям. Нам легче находить партнеров в России, Украине и Казахстане, чем в других странах.
– На сегодняшний день у вас офисы в двух городах – Астане и Алматы?
– Да, совсем недавно мы открыли офис в Астане. Для нас важно находиться в непосредственной близости к госсударственным организациям, так как эта отрасль, безусловно, одна из наиболее приоритетных для нас. И это тоже можно назвать локальной спецификой.
Исторически так сложилось, что у нас три основных сегмента бизнеса: технологический, инфраструктурный – это базы данных и технологии связующего слоя, – бизнес-приложения и аппаратное обеспечение – то, что к нам присоединилось с Sun. Объем нашего бизнеса по бизнес-приложениям в Казахстане нестандартно высок. Это говорит о зрелости наших отношений с клиентами, потому что они обсуждают с нами бизнес.
– Насколько активно вы работаете над вопросами локализации продуктов, в частности их перевода на казахский язык?
– Интерфейсы наших решений переведены. По локализации мы работаем сами глобально, локально и вместе с партнерами. Они находятся рядом с клиентами, могут быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и в рамках наших партнерских соглашений могут осуществлять эту работу. Есть разные уровни и разные страновые требования, и мы им следуем.
– Можно ли говорить о какой-то специфике казахстанского законодательства, которую вам необходимо учитывать?
– В некоторых моментах здесь нам работать проще: быстрее принимаются решения, законодательство более восприимчиво к международным стандартам. Есть свои нюансы, но можно вести диалог.
– Ваши решения в большей степени предназначены для предприятий крупного бизнеса или для МСБ?
– И то, и другое. Безусловно, мы не забываем про предприятия среднего бизнеса. Для небольших компаний решения создают наши партнеры на платформе Oracle. Если взять технологии связующего слоя, базы данных или аппаратные решения, сверху партнер может построить уже свое решение, которое можно предлагать и малому бизнесу. У нас есть специальные программы лицензирования для партнеров, которые разрабатывают свои решения, и специальные версии продуктов. Для крупных и средних предприятий мы предлагаем полный стек, полное портфолио продуктов, причем с учетом отраслевой специфики.
– Какую долю в структуре ваших доходов сейчас занимают облачные решения?
– Полагаю, что сейчас прошел период осмысления этих технологий и выработки терминологии. Oracle имеет одно из самых полных решений сегодня. Оно поддерживает полный цикл жизни облака – от планирования до сопровождения и развития, позволяет реализовать самые разные типы облачных сервисов – IaaS (инфраструктура как сервис), SaaS (приложения как сервис), PaaS (платформа как сервис), а также публичные, частные и гибридные облака. Предложение Oracle дает возможность выбрать наиболее эффективные варианты развертывания сервисов, не сводя облачные вычисления только к виртуализации. А скорость адаптации облачных технологий, по нашему мнению, очень высока. На территории СНГ есть сложность, связанная с требованиями безопасности. Но это не локальная проблема, такие ограничения есть и у компаний в странах Евросоюза. Однако изменяющаяся экономическая ситуация подтолкнет к этому. Бизнес будет считать деньги, а решения, которые предлагаются на сегодняшний день, очень эффективны по сравнению с теми, которые можно построить внутри предприятия.