Бедность отступает?
В Казахстане постепенно снижается уровень бедности. Такой итог подвело Агентство по статистике РК в результате анализа социально...В Казахстане постепенно снижается уровень бедности. Такой итог подвело Агентство по статистике РК в результате анализа социально-экономического развития страны. За годы независимости данный показатель, отмечают в ведомстве, снизился в девять раз. Однако, по мнению экспертов, оглашенные сведения не соответствуют реальной картине социального состояния общества, а подходы по определению черты «малообеспеченности» устарели.
Как сообщил на брифинге в Астане глава госагентства по статистике Алихан Смаилов, в минувшем октябре в Казахстане в статусе «бедных» находилось 4% граждан. Что по подсчетам составляет 675144 человека от всей численности населения. К этой категории людей относятся граждане, чьи доходы не превышают официальный размер черты бедности – 6975,6 тенге.
Между тем государственная поддержка в форме адресной социальной помощи (АСП) в декабре 2012 года назначена 96,6 тыс. «малоимущим», то есть 0,5% казахстанцам от численности населения. Отметим, среднемесячный размер АСП на одного получателя равен 1625,10 тенге. Примечательно, что преобладающая часть госпомощи оказана жителям сельской местности (59,6 %). Так как в глубинках доля малообеспеченных людей превышает число малоимущих в городе почти в три раза. По сведениям статагентства, в июле текущего года зафиксировано 487,3 тыс. сельских жителей, живущих за чертой бедности (6,4%). Причем в лидерах по количеству «малообеспеченных» значатся Жамбылская (7,6%), Южно-Казахстанская (6,9%) и Северо-Казахстанская (5,9%) области (II кв. 2012 г.). Благополучнее складывается ситуация в городах Алматы (0,5%) и Астана (1,1%), Карагандинской и Актюбинской областях (2,6%).
Нестандартная бедность
В Казахстане «черта бедности» рассчитывается исходя из уровня располагаемого дохода, ниже которого человек считается бедным. Так, с октября 2012 года черта бедности в республике определена в размере 40% от прожиточного минимума. Его величина в сентябре составила 18 тысяч 48 тенге. Соответственно «черта бедности» в стране составляет 6 975,6 тенге.
Между тем в странах Европейского союза тенденция противоположная. Уровень обнищания в ЕС напротив увеличивается. Однако стандарты бедности в европейских странах существенно отличаются от казахстанских. К примеру, в Германии этот предел равен 60% среднедушевого дохода или 940 евро в месяц на человека. При этом в понятие «бедность», помимо уровня доходов, также включено наличие таких материальных благ, как автомобиль, стиральная машина, телефон, телевизор, возможность питаться мясом и оплачивать жилищные расходы.
Западные стандарты бедности соответствуют современным реалиям в отличие от отечественных, считает экономист Валентин Макалкин. По его мнению, в Казахстане применяются устаревшие подходы к определению прожиточного минимума и порога бедности. В итоге цифры, приведенные статведомством, не отвечают настоящей социальной картине. «В советское время, когда жилище предоставлялось бесплатно, медицина бесплатно, обучение бесплатно, было соотношение 70% на питание, 30% – на все остальное. Сейчас на питание закладывается в социальных стандартах 60%, жилья бесплатного нет, медицины бесплатной нет, образования в полном объеме нет», – отмечает эксперт.
Если исходить из адекватной потребительской корзины, то прожиточный минимум в РК занижен в 2-2,5 раза, считает заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев. «По существу сейчас он (прожиточный минимум) составляет около 40 тыс. тенге. (…) Наш прожиточный минимум – это бедность и откровенная нищета», – говорит г-н Берентаев.
По подсчетам эксперта, в республике на пороге бедности и ближе к бедным живет почти 50-60% населения. К этой категории аналитик Центра анализа общественных проблем относит практически всех работников бюджетной сферы, наемных сельских работников. «У нас получается, что больше половины наемных работников балансируют между нищетой и бедностью», – говорит эксперт.
По мнению Каната Берентаева, в стране необходимо принятие нормативов, которые отвечали бы бедности. В первую очередь, считает он, в РК нужно разработать стандарты среднего класса и уже на их основе определять реальную бедность населения.