Арман Шаккалиев: «Бывает, что к сертификату относятся как к модной бумажке»
В рамках Таможенного союза очень актуальны вопросы гармонизации не только законов, но и стандартов качества трех стран-участниц....В рамках Таможенного союза очень актуальны вопросы гармонизации не только законов, но и стандартов качества трех стран-участниц. Какие вопросы по стандартам в ТС на сегодняшний день являются актуальными, какие на стадии обсуждения и что было сделано за прошедший год «Капитал.kz» узнал у генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» КТРМ МИНТ РК Армана Шаккалиева.
– Арман Абаевич, казахстанских бизнесменов очень волнуют возможности продвижения их товаров и услуг в рамках ТС, но им не хватает информации. Насколько нам известно, на сегодня уже принято 8 технических регламентов ТС?
– В соответствии с Соглашением о единых принципах техрегулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которое, по сути, является законом для трех стран, обязательные требования в отношении продукции устанавливаются в единых технических регламентах. Соответственно, для того чтобы эти технические регламенты ожили и начали работать, необходимы стандарты. То есть это инструменты, которые делают возможным практическое применение технического регламента. Основной задачей в прошедшем году, впрочем, и на протяжении ближайших нескольких лет, стало утверждение перечня взаимосвязанных стандартов к вводимым техрегламентам Таможенного союза.
К примеру, в этом году у нас семь технических регламентов вступили в силу, и 31 декабря вступает 8 техрегламент – это требование к автомобильному и авиационному топливу. Соответственно, чтобы эти техрегламенты работали, Комитетом технического регулирования и метрологии и нашим институтом были приняты меры по утверждению перечня взаимосвязанных с техническими регламентами стандартов. По вступившим в силу техрегламентам это порядка 1200 документов. Без этих документов бизнес столкнется с тем, что он не сможет выполнить требования техрегламента, потому что он просто не будет знать, какие параметры и требования надо выполнять. Соответственно, движение продукции на рынке будет затруднено. Наша задача – это принятие документов, равноценно действующих на территории трех стран.
С нашей стороны задача не просто утверждать документы, но проводить их анализ и актуализацию, чтобы максимально отражать и защищать интересы отечественных бизнесменов. Для этого нужно, чтобы как можно больше документов, по которым работает наш бизнес, вошли в этот перечень. В связи с чем в текущем году мы проводили очень много «круглых столов» самого разного уровня, семинаров, на которых пытались наладить обратную связь с бизнесом. Мы показывали им эти документы, объясняли какие требования наиболее «чувствительные», и бизнесмены, анализируя возможность выполнения этих требований, вносили и свои предложения. Если бизнесмен может работать по этому документу, значит его продукция соответствует требованиям техрегламента, он получает единый документ, удостоверяющий такое соответствие, и эта продукция может свободно перемещаться на территории трех стран.
Есть две схемы. Первая – это декларация соответствия, когда производитель удостоверяет, что его продукция соответствует установленным требованиям, вторая – это процедура сертификации с участием органов по подтверждению соответствия – органов по сертификации продукции и испытательных лабораторий. В каждой их трех стран есть орган, аккредитованный в соответствии с национальным законодательством. Теперь на наднациональном уровне формируется единый перечень, и национальные органы по аккредитации стран ТС, по заявлению каждой из сторон включают в этот единый реестр ТС аккредитованные органы по подтверждению соответствия, которые проводят сертификацию продукции. В Казахстане эти вопросы курирует Национальный центр аккредитации, поскольку он является органом по аккредитации, через него формируются национальные перечни, анализируются и через Комитет техрегулирования, направляются предложения в Евразийскую экономическую комиссию. Нахождение в этом едином реестре органов по подтверждению соответствия и выдача ими единого документа, признаваемого в трех странах, позволяет говорить о свободе передвижения качественного и безопасного товара.
– Какие товары или услуги уже получают единый сертификат соответствия в рамках ТС?
– Сегодня вступили в силу семь техрегламентов: о безопасности парфюмерно-косметической продукции, безопасности игрушек, упаковки, средств индивидуальной защиты, безопасности продукции легкой промышленности, на пиротехнические изделия и продукцию, предназначенную для детей и подростков. Вот по этим видам продукции с соответствующими кодами ТНВЭД сегодня может выдаваться единый сертификат. Когда мы говорим единый, мы подразумеваем, что сертификат выдан в РК и признается и в России и в Беларуси без дополнительных процедур подтверждения соответствия.
В рамках ТС стояла задача наладить работу с выдачей документов по принципу «одного окна» и чтобы все требования обязательного характера содержались в одном документе. Это облегчает бизнесу доступ на рынок без необходимости использования множества других документов разрешительного характера (лицензий, регистраций, аттестаций). Теперь это один техрегламент, к нему идут взаимосвязанные стандарты, единые методики и правила. То есть один документ – одно испытание и признание документа везде.
– У специалистов по менеджменту качества всегда есть планки роста. Скажите, какие требования к товарам и услугам в Казахстане за прошедший год были изменены?
– Системы менеджмента качества в мире сегодня насчитывают более 20 направлений. Если ISO – 9001 – это «фундамент» качества и элементарное соблюдение управленческой дисциплины, то в современном мире акценты смещаются на отраслевые системы менеджмента – начиная от автомобилестроения и заканчивая фармакологией.
В Казахстане в текущем году и в следующем году запланирована разработка по 14 направлениям. Это более 40 документов. В качестве ярких примеров – система энергоменеджмента, которая была разработана в этом году, в следующем году стандарт вступит в действие. Кроме этого, стандарты серии удовлетворения требований потребителей, охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний, это стандарты, которые регулируют вопросы управления инновационной деятельностью, стандарты, которые регламентируют вопросы информационной безопасности, социальной ответственности.
Для специалистов по качеству в роли планки роста можно назвать внедрение интегрированной системы менеджмента. Проблемы качества надо рассматривать в комплексе. Они решают вопросы, в том числе и ресурсосбережения, повышения эффективности производства, производительности труда. Система менеджмента качества, повторюсь, уже уходит в отраслевую специфику. В итоге внедрение таких систем влияет на качество продукции и эффективность производства.
Каждый год у нас проходят конкурсы в области качества на соискание премии президента Республики Казахстан «Алтын Сапа» и республиканская конкурс-выставка «Лучший товар Казахстана». Эти конкурсы как раз и выявляют наших национальных чемпионов по качеству. Стать лауреатом премии – это не только почетно для каждого бизнесмена, занимающегося производством товара, оказанием услуги, но это и узнаваемость «бренда» и гарантия качества.
– Многие предприниматели говорят, что получение сертификата – это формальная процедура, а сам сертификат можно купить. То есть вопросы коррупции при получении сертификатов с их слов остаются актуальными.
– Вопросы упрощенной выдачи сертификатов СМ стоят на повестке дня. Имеют место случаи, когда к сертификату относятся как к модной бумажке. Когда государство стимулировало внедрение систем менеджмента, первостепенной задачей стояло, чтобы система на предприятиях работала, и в итоге это должно было сказываться на качестве продукции. У нас сегодня в рамках деятельности по аккредитации ведется мониторинг предприятий, которые недобросовестно занимаются выдачей «таких» сертификатов, и у них отзываются аттестаты аккредитации, эксперты-аудиторы лишаются звания. Кроме того, в рамках подготовки экспертов программы обучения стали более требовательными.
В качестве системных мер борьбы по недобросовестной работе органов по сертификации – профилактика появления таких органов изначально. То есть аккредитацию проходят только такие организации, которые компетентны, беспристрастны и дорожат совей репутацией. В целом, как показывает практика, сегодня многие предприятия, которые внедрили систему менеджмента, репутацией дорожат. Здесь проблема не только в тех, кто выдает такие сертификаты, но и в самих предприятиях, в их отношении к процессу внедрения системы менеджмента. Внедрение системы менеджмента приводит не только к увеличению качества продукта, но и к повышению рыночной стоимости самого предприятия.
– Насколько нам известно, к концу года планировалось подготовить первый единый стандарт «халал» для пищевой продукции стран-участниц Межрегиональной ассоциации по стандартизации (МАС). В чем принцип данного стандарта? Удалось ли реализовать эти планы?
– Буквально 15-16 октября в Турции проходил технический совет Межрегиональной ассоциации по стандартизации. В кулуарах вопрос подготовки единого стандарта обсуждался, хотя в официальной повестке он не значился. Принимающая сторона (Турция) брала на себя обязательства подготовить соответствующий документ, но в ходе обсуждения столкнулись с тем, что мы все светские государства, а версия, которую представила турецкая сторона, была более акцентирована на совершение религиозного обряда, а не на нормы и показатели, которые бы характеризовали продукт с технической точки зрения и методического обеспечения процесса присвоения знака «халал». Поэтому работа над данным документом продолжается, и надеюсь, что к очередному заседанию документ будет подготовлен. Потребность в нем очень высокая. У нас действует очень удачный вариант стандарта «халал» по гостиничным услугам и по колбасным изделиям. Там действительно приведены конкретные требования и показатели для сертификации продукции.
– Какие заметные соглашения Вы бы могли назвать в рамках международного сотрудничества?
– Одна из наших стратегических задач – это международное сотрудничество. Буквально в ноябре мы подписали соглашение с Ассоциацией по стандартизации и сертификации Испании. На днях мы ожидаем подписание соглашения с европейским институтом по стандартизации в области телекоммуникации. Это дает возможность адаптации передового международного опыта. То есть мы получаем легальное право принимать международные, региональные и иностранные стандарты в качестве национальных. С одной стороны – это трансферт знаний технологий, с другой стороны – это техническая интеграция Казахстана в мировое сообщество.
– Как адаптируются казахстанские стандарты качества к международным требованиям в рамках планируемого вступления ВТО?
– Как известно, есть общие требования ВТО, которые касаются технических барьеров в торговле. В отношении нашего законодательства национальный закон о техническом регулировании соответствует требованиям ВТО. Единственное, что вызвало вопросы у ВТО в рамках стандартизации, – это наше участие в ТС. В части стандартизации основное требование – это добровольность стандартов. То есть они не должны носить обязательный характер, как это было в советское время. ВТО – это прежде всего равные условия для торговли и конкуренции. Если наши производители готовы работать по международным требованиям, то нам ВТО нечего бояться.