Шаймерден Уразалинов: «Управлять стратегической отраслью таким количеством штыков просто невозможно»

Для дальнейшего развития электроэнергетического сектора в стране необходимо решить ряд основных задач. В их числе строительство...

Для дальнейшего развития электроэнергетического сектора в стране необходимо решить ряд основных задач. В их числе строительство новых энергообъектов, реконструкция и модернизация действующих станций, подготовка квалифицированных кадров, а также совершенствование системы управления отраслью. Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Шаймерден Уразалинов, председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации.

«Главная проблема электроэнергетики в Казахстане – большой износ основных фондов, ввиду того, что они сформированы еще во времена Советского Союза. И поскольку в Казахстане наблюдается дефицит мощности электроэнергии в западном, центральном и южном регионах, республике требуется строительство новых станций, в том числе базовых», – говорит г-н Уразалинов.

По его словам, правительство с 2009 года реализует долгосрочную политику «тариф в обмен на инвестиции». Для энергопроизводящих организаций установлены предельные тарифы на электрическую энергию до 1 января 2016 года. За это время они должны выполнить инвестиционные обязательства, направленные на расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение существующих станций, и создание новых.

«Это вынужденная мера и очень важно со стороны государства усилить контроль по использованию доходов, полученных от предельных тарифов. Необходимо максимально использовать эти средства для реализации поставленных задач. У электроэнергетики высокая капиталоемкость: только на проектирование станции потребуется не менее 5-6 лет», – объясняет специалист.

Конкуренции в этом сегменте рынка сегодня нет. Основная причина – отсутствие резервов мощности в энергосистеме Казахстана. «Для совершенствования рынка электрической энергии необходимо обеспечить конкуренцию, которая достигается только за счет наращивания прироста мощности. Кроме того, нужно повышать эффективность на всех стадиях производства, распределения и потребления электрической энергии», – уверен г-н Уразалинов. Он отмечает, что развитие энергосбережения и повышение эффективности требуют государственного управления. Тем более в условиях, когда во всех секторах электроэнергетики необходимо не только вырабатывать соответствующую техническую политику, но и совершенствовать нормативно-правовую базу. В этой связи становится актуальным создание единого министерства энергетики и твердого топлива с приданием ему функций отраслевого регулятора.

«Это не прихоть и амбиции, а настоятельное требование жизни. Государственное управление за электроэнергетикой осуществляет департамент энергетики и угольной промышленности, в составе которого 22 человека. Естественно, управлять стратегической отраслью таким количеством штыков просто невозможно. К сожалению, пока этот сектор находится в роли пасынка», – сетует председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации.

Между тем Александр Трофимов, генеральный директор ТОО «Институт «Казсельэнергопроект», считает, что без специального ведомства электроэнергетический сектор республики так и останется без должного внимания.

«В развитии этой жизненно необходимой отрасли мы уже многое упустили. Причем дальнейшее промедление может и вовсе затормозить реализацию планируемых программ. И для того чтобы мы шли в правильном направлении, обязательно нужно возродить министерство энергетики, которое существует везде, кроме как у нас», – говорит г-н Трофимов.

По его мнению, единое министерство энергетики позволит контролировать выполнение поставленных перед отраслью задач, обсуждать проблемные вопросы и привлекать к их решению видных энергетиков страны, а также разрешать конфликтные ситуации.

«Заказчики совсем распоясались, заставляют решать различные вопросы, вплоть до получения акта на землю. Это не наши функции, но ради работы мы вынуждены соглашаться. В конечном итоге страдает проектная база. Я считаю, что срочно нужно единое техническое решение по развитию энергетики», – убежден эксперт.

Сегодня строительство новой подстанции мощностью 220 кВ в среднем обходится в $15 млн. Основная статья расходов, 92%, приходится на оборудование. Оставшиеся 8% – это сопутствующие затраты на асфальтирование и прочее.

«Гонка за казахстанским содержанием должна быть разумной. Мы вели авторский надзор подстанции Северная и сказали заказчику, что подрядчик купил б/у оборудование, тем не менее, он согласился. Теперь это самый дорогой металлолом, а произошло это из-за того, что не было сапога министерского, который бы топнул ногой и сказал, что нельзя так строить. В итоге по нашему настоянию всю устаревшую технику убрали. Сейчас область рассматривает вопрос о выделении средств на покупку нового оборудования», – поясняет г-н Трофимов.

Напомним, подстанцию Северная должны были сдать в эксплуатацию еще в 2007 году. Причем ежегодно на ее строительство выделялись внушительные суммы: в 2006 году – 111 млн тенге, в 2007 – 180 млн тенге, в 2008 – 154 млн тенге, в 2009 – 760 млн тенге. По предварительным подсчетам, для замены оборудования и ввода подстанции в эксплуатацию необходимо еще 900 млн тенге.

«У республики колоссальные доходы от нефтегазового сектора и нужно из бюджета выделять средства на софинансирование проектов с частным капиталом. Кроме того, на территории каждой области желательно иметь одно предприятие электрических сетей. А не как было в Карагандинской области – 37 эксплуатационных организаций электрических сетей, то есть взял кусок линии и диктуешь свои права. Здесь должен быть очень жесткий контроль как со стороны министерства, так и госэнергонадзора», – рекомендует генеральный директор ТОО «Институт «Казсельэнергопроект».

По его словам, уже в следующем году необходимо завершить разработку программы развития энергетики до 2030 года. И в ней следует решить вопросы не только создания стройиндустрии, но и подготовки квалифицированных кадров для отрасли.

«В стране не хватает заводов электротехнического оборудования, в частности по производству металлических и железобетонных опор. Есть завод в Талдыкоргане, но он не справляется с покрытием потребностей отрасли. А еще нужно перейти на 5-тигодичный цикл подготовки инженеров», – заключил г-н Трофимов.

В свою очередь Николай Радостовец, исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, отметил, что нужно активно пропагандировать энергосбережение, так как это предполагает изменение подхода технолога и мышления каждого человека. «Должно быть развернуто рационализаторство и изобретательство в этой сфере. Внедрение энергосберегающих технологий на предприятии должно поощряться серьезными бонусами тем работникам, которые предлагают ресурсосберегающие технологии. Об энергосбережении уже давно говорили в Казахстане, но оно не реализовывалось в силу того, что у нас много угля и достаточно дешевая электроэнергия. Сейчас ситуация меняется», – говорит г-н Радостовец.

Добавив, что промышленному сектору нужно двигаться не только в части выполнения обязательств по производству тепла и электроэнергии, но и экологических требований по Киотскому соглашению. Сегодня озвучена идея «зеленой экономики», и в этой связи государство по линии Министерства охраны окружающей среды РК должно предусмотреть как методы штрафных санкций, которые заложены в Кодексе об административных правонарушениях, так и стимулирующие меры для развития в Казахстане энергоэффективности.

«Думаю, нужно поощрять передовой опыт энергосбережения на предприятиях. Может быть, даже ввести систему налоговых преференций для компаний на какое-то время, чтобы стимулировать внедрение энергосберегающих технологий», – резюмировал исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤