Акционеры КТК засуетились
Последние новости о том, что для расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будут привлечены заемные средства, еще...Последние новости о том, что для расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будут привлечены заемные средства, еще больше обострили противостояние между КТК и нефтепроводной системой «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД) за казахстанскую нефть. Принятие решения о займе появилось после заявления министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева, который рассказал о том, что Казахстан заинтересован в транспортировке нефти по БТД. Интересен и тот факт, что акционеры КТК приняли решение занять $500 млн, тогда как месяц назад информагентство «Интерфакс-АНИ» сообщало о том, что общий объем неосвоенных средств в связи с задержкой в работах по расширению КТК приближается к $1 млрд.
Акционеры КТК приняли решение о привлечении займа на сумму до $500 млн для финансирования работ по проекту расширения нефтепроводной системы, говорится в сообщении агентства нефтяной информации «Интерфакс-АНИ».
Привлечение заемных средств было запланировано в 2010 году в рамках бюджета проекта расширения трубопровода. Акционерами КТК ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» и АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К» был утвержден бюджет эксплуатационных расходов обоих обществ на 2013 год, а также рассмотрен бизнес-план, включающий финансовые прогнозы, операционные планы и стратегические направления прогнозируемых затрат компании на следующие пять лет.
В ходе собраний акционеров были рассмотрены вопросы текущей финансово-хозяйственной деятельности компании и заслушан отчет о ходе работ по проекту расширения. Кроме того, был отмечен прогресс в реконструкции действующих и строительстве новых объектов на территории России, с опережением графика на некоторых участках. «Внесенные ранее в управление проектом коррективы придали определенную положительную динамику в его реализации на казахстанском участке», – отмечается в сообщении.
Однако ранее деловой еженедельник «Капитал.kz» уже публиковал информацию о том, что отставание в рамках работ по увеличению мощности КТК достигает 13 месяцев. При этом на российской территории отставание от уже ранее скорректированного графика составляет 30%, на казахстанской – 80%. А общий объем неосвоенных средств в связи с задержкой в работах приближается к $1 млрд.
После того как информация об отставании от графика работ по увеличению мощности КТК появилась в прессе, министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев заявил о том, что Казахстан заинтересован в транспортировке нефти в рамках второй фазы разработки месторождения «Кашаган» посредством БТД.
Трубопроводы КТК и БТД составляют друг другу конкуренцию, так как идут в одном направлении. Казахстан, обладая огромными запасами нефти, по словам Александра Ершова, эксперта «Рейтер», к 2020 году планирует довести экспорт до 110,5 млн тонн с 72,8 тонн в 2012 году за счет трех главных проектов – Тенгизского, Карачаганакского и Кашаганского. Эксперт предполагает, что политика диверсификации экспорта ресурсов сохранится. «Для Казахстана основные экспортные направления – северо-запад (транзит через Россию), юг (Средиземноморье) и восток (Китай). В этом распределении поставки по КТК и БТД занимают единую нишу – юг, что может заставить их конкурировать за казахстанские ресурсы», – рассказал г-н Ершов.
Помимо острой конкуренции существует и другая возможность развития событий. Например, Анна Бодрова, аналитик международного финансового холдинга FIBO Group, не отрицает вероятности того, что Казахстан будет поставлять нефть по этим двум направлениям одновременно. В таком случае встает вопрос о достаточности объемов добываемого в Казахстане сырья для экспорта по этим двум направлениям одновременно. Г-жа Бодрова уверена в том, что пока объемов добычи для реализации этой идеи должно хватить, тем более что спрос не демонстрирует резкой тенденции к увеличению.
Однако, по мнению аналитика FIBO Group, в дальнейшем Астане все равно придется определиться. «До определенного времени поставки будут вестись и через КТК, и через БТД, а затем Казахстан, имея на руках реальные цифры по экспорту, сможет выбрать для себя приоритетный способ нефтяной транспортировки», – прогнозирует она.
Выбор в пользу КТК, по оценке г-на Ершова, имеет для нашей республики ряд преимуществ. Одним из таких преимуществ эксперт «Рейтер» называет то, что КТК в перспективе может стать самым мощным трубопроводом. Так, после модернизации мощность КТК будет равна 67 млн тонн в год, а БТД – 50 млн тонн в год. К тому же большим плюсом является то, что КТК – это действующий рентабельный и надежный маршрут, основная часть которого проходит по территории Казахстана и заполняется казахстанской нефтью. Наиболее весомым аргументом в этом вопросе остается то, что Казахстан является одним из акционеров КТК.
Выбор в пользу БТД, по мнению экспертов, маловероятен. «БТД является «запасным» вариантом, по которому транспортируется нефть, которая не может быть прокачана по КТК», – объясняет Тимофей Шолтес, инвестиционный эксперт, президент ОАО «РБС». Рост добычи на Тенгизе привел к тому, что трубопроводы КТК оказались не в состоянии прокачивать добываемую нефть. Но теперь, когда акционеры КТК приняли решение о займе в $500 млн для финансирования работ по проекту расширения нефтепроводной системы, Казахстан сможет отказаться от «запасного варианта».
Со своей стороны г-н Ершов подчеркнул, что выбор экспорта нефти зависит не только от желания Правительства Казахстана, но и от интересов владельцев ресурсов, а также от наличия у них транспортных возможностей, то есть доли владения трубопроводами, поэтому экспорт кашаганской нефти возможен и по КТК, и по БТД. «Экспорту нефти из Казахстана пока отдается предпочтение КТК по сравнению с БТД, акционером которого Казахстан не является, однако это не исключает использование БТД другими акционерами новых месторождений», – говорит Александр Ершов.