Локомотивы оптом и в розницу
Казахстан получил завод, продукция которого будет востребована в Содружестве Независимых Государств (СНГ) в течение многих лет.В...Казахстан получил завод, продукция которого будет востребована в Содружестве Независимых Государств (СНГ) в течение многих лет.
В начале декабря «Казахстан темир жолы», Alstom и «Трансмашхолдинг» открыли новый электровозостроительный завод в Астане. В церемонии открытия принял участие президент страны Нурсултан Назарбаев. В рамках открытия завода главе государства презентовали первый грузовой электровоз отечественного производства KZ8A.
Помимо высокой производительности новый электровоз полностью удовлетворяет требованиям «зеленой» экономики, давая минимум экологической нагрузки при эксплуатации. На сегодняшний день это самый мощный локомотив в мире, способный тянуть до 9 тыс. тонн, что является актуальным с учетом характера перевозимых в РК массовых грузов: угля, нефтепродуктов и т.д. Электровоз может работать при экстремальных погодных условиях, при температурах от -50 до +50 С. Локомотив обеспечивает машинисту комфорт на длинных расстояниях за счет большой кабины, оснащенной микроволновой печью, холодильником, обогревом пола, удобным сиденьем с подогревом и подставками для ног.
Новый завод сможет обеспечить тягловыми средствами все страны Таможенного союза. Об этом на торжественном запуске предприятия заявил Нурсултан Назарбаев. «Все мы знаем, что Казахстан осуществляет индустриализацию страны, диверсифицирует экономику от сырьевых ресурсов. Успешно мы ее осуществляем: за 2,5 года введены 550 новых предприятий, созданы сотни тысяч новых рабочих мест. Сегодня мы свидетели еще одного очень важного для Казахстана события. Мы запускаем завод по выпуску электровозов. Железнодорожный транспорт – это артерия, развитие экономики не может продолжаться без перевозки, поэтому мы уделили инфраструктуре огромное внимание. Выделяет государство большие средства», – сказал Нурсултан Назарбаев.
К примеру, в обновлении локомотивного парка нуждаются «Российские железные дороги» (РЖД). Так, в первой декаде ноября Правительство РФ одобрило инвестиционную программу РЖД на 2013 год на 411,4 млрд рублей. Хотя инвестиции уменьшились по сравнению с 2012 годом (492 млрд), в сравнении с вложениями 2010 и 2011 годов (317 млрд и 395 млрд рублей) объемы остаются внушительными. Но главное здесь, как пишет российский журнал «Эксперт», вовсе не цифры, а перераспределение приоритетов инвестирования.
Значительная часть пирога (84,7 млрд рублей) предназначена производителям локомотивов, закупки которых становятся делом приоритетным. Ежегодно у «Трансмашхолдинг» (партнер КТЖ) и группы «Синара» будет закупаться более 750 локомотивов – впрочем, и этого недостаточно.
Естественно, будут привлечены и мощности локомотивосборочного предприятия в Астане. Крупные российские производители локомотивов не справляются с объемами выпуска продукции.
«Белорусская железная дорога» (БЖД) также нуждается в обновлении локомотивного парка. Но вести самостоятельную инвестиционную политику мешает дефицит средств. Поэтому в конце 2011 года БЖД подписала с China National Electric Import & Export Corp (Корпорация по экспорту и импорту электрооборудования Китая, CUEC) контракт на поставку локомотивов на $84,9 млн.
В соответствии с документом CUEC поставит 12 грузовых магистральных двухсекционных электровозов HXD2. Такой локомотив, выпускаемый на китайском заводе Datong Electric Locomotives (входит в CUEC), разработан на основе технологий французской машиностроительной компании Alstom. Прототипом этого локомотива послужил электровоз PRIMA 447000 мощностью 6000 кВт с конструкционной скоростью 120 км/ч.
По словам начальника БЖД Анатолия Сивака, приобретение железной дорогой грузовых электровозов такой мощности обусловлено ежегодным увеличением транзита через территорию республики.
К соглашению с китайцами белорусы пришли довольно легко, но все дело встало из-за отсутствия средств. Предварительная договоренность между сторонами о покупке была достигнута еще в марте 2010 года, однако процедура подписания контракта откладывалась в связи с тем, что не могли найти инвестора. В конце октября этого года Экспортно-импортный банк Китая (Exim Bank) договорился с ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» о предоставлении кредита в размере $84,9 млн под приобретение БЖД китайских локомотивов. В среднем за один электровоз поставщику заплатят около $7 млн плюс проценты за долгосрочный кредит Exim Bank. Гарантом перед Exim Bank выступает Правительство Беларуси, а министерство транспорта и коммуникаций – поручитель БЖД по кредиту.
По грузоподъемности локомотив, собранный в Астане, превышает свой китайский аналог. Если казахстанский завод сможет обеспечить приемлемую цену, например, на уровне $7 млн, то БЖД будет удобнее закупать локомотивы у Казахстана. Со всеми льготами, которые предоставляет членство в Таможенном союзе. Например, вопрос дефицита средств можно решить с участием Евразийского Банка Развития, или создаваемого в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) нового банковского учреждения.
Перспективы у астанинского завода хорошие. По прогнозам аналитиков, в период до 2015 года суммарный объем инвестиций в обновление парка локомотивов стран «Пространства 1520», куда входят все страны СНГ, составит более $14 млрд, при этом на инвестиции в развитие парка локомотивов России, Украины, Казахстана и Беларуси придется более 90%.