Противостояние между КТК и БТД за казахстанскую нефть продолжается

Казахстан заинтересован в транспортировке нефти в рамках второй фазы разработки месторождения Кашаган посредством нефтепроводной...

Казахстан заинтересован в транспортировке нефти в рамках второй фазы разработки месторождения Кашаган посредством нефтепроводной системы «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД). Об этом в Баку на VII Генассамблее политических партий Азии сказал министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев, передает Trend.

Натиг Алиев заявил, что стороны обсуждали этот вопрос в сентябре текущего года в Астане на девятом заседании азербайджано-казахстанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Несмотря на то, что соглашение между лидерами Казахстана и Азербайджана о прокачке нефти по трубопроводу БТД было подписано 6 лет назад, в последние годы Казахстан не использовал данный маршрут. Приоритет по прокачке нефти республика отдала Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК).

В начале мая 2008 года Россия и Казахстан достигли соглашения о расширении мощности КТК с 32 млн тонн нефти в год до 67 млн тонн. Окончательное решение об инвестировании $5,4 млрд в проект расширения мощности трубопроводной системы КТК было принято 15 декабря 2010 года.

Заявление министра промышленности и энергетики Азербайджана заставляет думать, что Казахстан вновь сменил свои приоритеты. Однако Анна Анненкова, старший эксперт инвестиционной компании «Баррель», считает маловероятным то, что Казахстан предпочтет для сотрудничества азербайджанскую сторону.

«У Казахстана с Россией давние стратегические отношения и никогда между странами не было открытого противостояния», – говорит г-жа Анненкова.

Но ситуация с КТК сегодня обстоит следующим образом: Казахстан отстает от графика работ по увеличению мощности трубопровода на 80%. Такое отставание от намеченных планов, по мнению эксперта, произошло из-за низкого интереса к проекту со стороны Казахстана.

Казахстану в сложившейся ситуации придется выбрать одно из направлений. Поставлять нефть по двум направлениям, по оценке г-жи Анненковой, в среднесрочной перспективе страна не может в силу недостатка добываемой нефти.

По информации г-на Алиева, в рамках Транскаспийской системы транспортировки нефти по БТД планируется транспортировка 23 млн тонн казахстанской нефти, а в дальнейшем этот показатель предусмотрено увеличить до 35 млн тонн, затем, возможно, до 56 млн тонн. Тогда как примерный объем годовой прокачки нефти после расширения КТК, которое планировали закончить к 2015 году, по планам, должен составить около 67 млн тонн, из них 52,5 млн тонн из Казахстана.

Основной причиной, по которой Казахстан может отдать приоритет БТД, г-жа Анненкова называет экономический фактор – «низкую стоимость транспортировки».

Если большая доля нефти, добытой на Кашагане, пойдет в БТД, то поменяется геополитический расклад Каспийского региона, а зависимость Европы от российской нефти существенно снизится. Но нельзя забывать о зависимости Казахстана от российской нефти и ГСМ. Так, Павлодарский нефтеперерабатывающий завод полностью работает на российском сырье.

«Скорее всего, ситуация вокруг БТД – просто попытки Казахстана сыграть на страхах России и добиться уменьшения цены и улучшения условий сотрудничество по КТК», – заключила г-жа Анненкова.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤