Молдова выбирает Таможенный союз
Согласно последнему опросу общественного мнения, большинство жителей Молдовы выступают за присоединение к Таможенному союзу. Это...Согласно последнему опросу общественного мнения, большинство жителей Молдовы выступают за присоединение к Таможенному союзу. Это приведет к росту рабочих мест, экспорта, расширению рынков сбыта, снижению цен на топливо.
Как сообщил на прошлой неделе РБК, в Молдове большинство населения выступает за вступление республики в Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана, а не в Европейский союз. Об этом свидетельствуют представленные в Кишиневе результаты последнего социологического опроса «Барометр общественного мнения», проведенного по заказу Института публичных политик при поддержке Фонда Сороса в Молдове.
Согласно исследованию, в случае проведения в ближайшее время референдума, на котором вопрос был поставлен в ультимативной форме, вступать Молдове или в Евросоюз (ЕС), или в Таможенный союз, то за присоединение к ЕС проголосовали бы 16,1% респондентов, а за присоединение к ТС – 22,5% опрошенных. В то же время 58,4% респондентов не определились с окончательным ответом, 2,2% – не приняли бы участие в референдуме.
В случае проведения отдельного референдума «за» присоединение Молдовы к Евросоюзу высказались бы 54,7% респондентов, «против» – 30%. Примерно 4,4% опрошенных не приняли бы участие в референдуме, а 10,6% – пока не определились с ответом.
В то же время за вступление республики в ТС на отдельном референдуме проголосовали бы 55,8% граждан, а против – 27,1%. Примерно 4,3% опрошенных не приняли бы участие в референдуме, а 12,6% – не определились пока с ответом.
Положительными сторонами членства Молдовы в ЕС участники опроса назвали либерализацию визового режима, увеличение рабочих мест, улучшение уровня жизни, экономический рост, повышение зарплат и пенсий. Отрицательными сторонами были названы: высокие цены, массовая миграция, управление европейцами, рост бедности, экономический кризис в ЕС.
Основными преимуществами от возможного вступления Молдовы в ТС респонденты назвали: снижение цен на топливо, увеличение количества рабочих мест, рост экспорта, экономическое развитие, рынки сбыта, отсутствие границ, повышение уровня жизни. Главными недостатками возможного членства республики в ТС участники опроса указали: руководство со стороны России, ухудшение отношений с ЕС, усиление бедности, массовую миграцию.
Рабочих мест станет больше
Россия довольно часто прибегает к протекционистским мерам в торговле с Молдовой. В 2006 году Россия ввела запрет на ввоз винодельческой продукции из Молдовы по соображениям безопасности и качества. С лета 2007 года продукция более 40 молдавских винодельческих предприятий прошла санитарно-эпидемиологическую экспертизу для возобновления поставок в Россию. Частичные поставки были возобновлены, но полная отмена эмбарго произошла только в середине 2009 года.
За это время молдавские вина уступили свое место на рынке российским, болгарским и чилийским алкогольным напиткам, с которыми теперь пришлось конкурировать.
Летом 2010 года Россия вновь запретила импорт вин, виноматериалов и коньяков, произведенных в Молдове.
Это не могло не сказаться на рабочих местах в Молдове. В винодельческой отрасли Молдовы и Грузии занято порядка 225 тыс. граждан на территории России и около 17 тыс. граждан в Молдове и Грузии. Из-за запрета на ввоз молдавского вина в Россию работы лишился каждый третий. Но к 2012 году ситуация выправилась.
На фоне относительной стагнации винных лидеров (Франции, Италии и Испании) выросли темпы поставок вина из бывших советских республик – Молдовы и Украины. Сумевшие найти общий язык с Роспотребнадзором молдаване прогнозируемо увеличили поставки в Россию – на 3,8 млн литров по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Общий объем импорта вина из Молдовы в первые пять месяцев 2012 года составил 9,5 млн литров. До возникновения претензий со стороны ведомства Геннадия Онищенко за аналогичный период из Молдовы ввозилось до 11,9 млн литров вина.
Если экспорт увеличится, то это создаст новые рабочие места в Молдове. Но чтобы удержать эти успехи, Молдове необходимо стать членом Таможенного союза и получить статус наибольшего благоприятствования в торговле с Россией.
Топливо станет дешевле
Топливный вопрос может погубить Молдову. Так, в конце сентября премьер-министр Молдовы Владимир Филат потребовал от министерства экономики принятия экстренных мер.
Предыстория такова. Весной текущего года цена бензина в этой стране достигла 1,1 евро за литр. Импортеры объясняют подорожание увеличением цен на импорт вследствие высоких котировок нефти на международных биржах и транспортными расходами.
Поэтому правительство Молдовы решило перейти к регулированию цен на рынке нефтепродуктов. Однако пока это только прожекты.
А между тем, считает Владимир Филат, «операторы рынка слишком далеки от того, чем сегодня живут простые люди».
Он потребовал от министра экономики Валерия Лазэра представить новые предложения относительно методологии расчета тарифов на топливо на внутреннем рынке.
По данным Национального агентства по регулированию в энергетике Молдовы, в первом полугодии 2012 года бензин импортировался в Молдову в основном из Румынии, на долю которой пришлось около 66,1% от общих объемов поставок бензина в январе-июне. Доля Австрии составила 8%, Болгарии – 7,4%, Беларуси и Литвы – по 7,1%, Венгрии – 4,3%.
А так как крупнейший производитель бензина в Румынии контролируется казахстанской нацкомпанией «КазМунайГаз», то Молдове, чтобы стабилизировать цены на топливо, необходимо стать членом Таможенного союза. Тогда бензин из Румынии станет дешевле, так как будет поставляться внутри Таможенного союза.
Эти два ключевых фактора и предопределили итоги опроса общественного мнения в Молдове. В случае же вступления страны в Европейский союз ей придется столкнуться с проблемами по экспорту вин в Россию и дороговизной топлива, контролируемого Казахстаном.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.