Малый совсем не то, что большой!
Средний бизнес в Казахстане, по мнению многих экспертов, является движущим инструментом экономики страны. По данным вице-президе...Средний бизнес в Казахстане, по мнению многих экспертов, является движущим инструментом экономики страны. По данным вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК Тимура Назханова, к среднему бизнесу, согласно изменениям, которые будут введены в закон «О частном предпринимательстве» с 1 января 2013 года, можно отнести юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек. А среднегодовой доход должен быть не выше 325 000-кратного МРП. В денежном выражении – это 520 млн тенге, что соответствует более $3,4 млн.
А к малому бизнесу, по данным г-на Назханова, относятся предприятия среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя. В денежном эквиваленте это будет составлять примерно 96 млн тенге или $640 тыс.
Между тем в Казахстане, по наблюдениям вице-президента НАП, 20 лет все руководители министерств, ведомств декларируют о поддержке МСБ, не отделяя их друг от друга. «А ведь у малого и среднего бизнеса разные интересы, иногда диаметрально противоположные», – заметил он.
По мнению Тимура Назханова, сложившийся бизнес-климат в нашей стране не стимулирует развитие среднего бизнеса, поэтому наш малый бизнес имеет мало перспектив перерасти в средний.
«Да и особого стремления к росту не наблюдается, поскольку новый статус приводит к более жесткому контролю со стороны государства, более высокому уровню налогов», – подчеркнул эксперт. Немаловажным он считает и то, что, пытаясь увеличить свой бизнес, предприниматели берут на себя больше рисков оказаться в поле интересов рейдеров и потерять свой бизнес.
Чтобы рос удельный вес среднего бизнеса, государству, по мнению г-на Назханова, необходимо разработать отдельную программу для этой части бизнеса. Поэтому и госпрограммы поддержки предпринимательства должны отличаться.
«Пора изменить подходы к среднему бизнесу, мотивировать его. А главное здесь – налоговая политика. И если для малого бизнеса что-то делается в этой сфере, то для среднего недостаточно», – считает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей. Именно поэтому отечественный малый бизнес на сегодняшний день не перерастает в средний.
По оценке экспертов АО «Фонд развития предпринимательства Даму», сектор малого и среднего бизнеса находится на стадии развития. Его развитию способствует общая макроэкономическая ситуация в стране, одним из показателей которой является рост ВВП, который в последние 2 года составил более 7%. Это говорит об устойчивости нашей экономической системы и ее способности к успешному преодолению циклических перемен. А вступление в Таможенный союз уже дало свои плоды, в плане усиления торговой отрасли.
Так, согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на январь 2012 года взаимная торговля Казахстана со странами Таможенного союза составила почти $1,5 млрд, что почти на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уровень им¬порта при этом достиг $988 млрд – рост составил 24,1%. Однако экспорт Казахстана в страны ТС составил на 4,5% меньше аналогичных показателей прошлого года – $487 млрд.
Льготные таможенные тарифы, создающиеся в рамках ТС, по мнению аналитиков «Даму», будут и дальше способствовать снижению стоимости и увеличению объемов импорта оборудования из России и Беларуси для отечественных компаний. В перспективе это должно стимулировать модернизацию основных средств местных предприятий, в том числе субъектов МСБ, и, как следствие, приведет к росту собственного производства товаров и услуг в стране в целом.
Между тем г-н Назханов заметил, что «теоретически вступление в ТС должно дать возможность бизнесу, в том числе и среднему, выходить на огромный общий рынок союза. Однако, как показывает опыт первых двух лет, это не так просто». На его взгляд, в большинстве своем наш бизнес не может предложить конкурентоспособную продукцию, скорее наоборот, крупные российские, а следом и белорусские компании закрепляются на наших рынках. «Мы вошли в ТС неподготовленными, не имея развитого производства, традиций государственной поддержки перерабатывающих отраслей экономики. Наш бизнес оказался в роли того начинающего пловца, которого бросают на середине реки и ждут, выплывет или нет» – подчеркнул эксперт
По мнению Тимура Назханова, средний бизнес в Казахстане, так же как малый и крупный, подвержен влиянию извне. Отличие, наверное, в том, что на предприятиях малого бизнеса количество работников составляет, в большинстве своем, от 5 до 10 человек. Они в меньшей степени загружены банковскими кредитами, долгами. Поэтому здесь меньше затрат, проще перестроиться, начать другой бизнес. Это более гибкая бизнес-система, устойчивая к кризису.
В то же время Тимур Назханов подчеркивает, что малый бизнес в меньшей степени защищен государством. Как правило, госпрограммы, принимаемые властью в кризисные времена, направлены на поддержку среднего, а также крупного бизнеса. В большинстве своем финансируются проекты в производственных секторах экономики, где присутствие малого бизнеса очень ограничено. В Казахстане, например, удельный вес малого бизнеса в производстве до кризиса составлял чуть больше 3 %.
Если брать в расчет структуру ВВП по производству товаров и услуг, то, по данным «Даму», производство товаров в первом полугодии 2012 года составило 40,7%, а услуг – 52,2%. Показатели говорят о росте, так как за весь прошедший 2011 год производство товаров составило 43,2%, а производство услуг – 50,2%.
По мнению экспертов «Даму», позиции Казахстана в международных рейтингах также идут на улучшение. Согласно рейтингу Всемирного банка «Doing Business 2012», Казахстан переместился на 47 место и тем самым вошел в число 50 стран с наиболее благоприятным деловым климатом. Улучшению ситуации также способствует реализация программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», в рамках которой на 20 ноября 2012 года оказана поддержка 1996 субъектам малого и среднего бизнеса на сумму кредитов 449,9 млрд тенге, при этом по 83 проектам выданы гарантии.
«Как известно, в развитых странах Европы, Азии, в США удельный вес МСБ в формировании ВВП составляет от 50 до 80%», – заметил г-н Назханов. Доля малого бизнеса в ВВП России составляет в 2012 году 20%. Такая же примерно ситуация и в Казахстане. Подобная картина, по данным вице-президента НАП, была и 7-8 лет назад. Эксперт считает, что существенного роста бизнеса, как и увеличения его вклада в ВВП страны не происходит. «Учитывая, что к 2020 году главой государства поставлена задача увеличить эту цифру до 40%, трудно понять, каким образом добиться этого при существующем отношении со стороны чиновников к развитию МСБ», – подытожил эксперт.