Переходный период «Казтемиртранс»
На реформу, проводимую в АО «Казтемиртранс» (КТТ) по переводу их инвентарного вагонного парка в приватный, возлагаются большие н...На реформу, проводимую в АО «Казтемиртранс» (КТТ) по переводу их инвентарного вагонного парка в приватный, возлагаются большие надежды. Расширение операторской деятельности КТТ позволит решить наболевшие и повторяющиеся из года в год проблемы транспортировки экспортного зерна.
Руководство национальной компании обещает: новшество позволит обновить изношенный вагонный парк. И соответственно экспортерам зерна предоставлять в срок более качественные услуги грузоперевозок.
Как сообщил на VI Зерновом форуме «KazGrain» заместитель главы Правительства РК Крымбек Кушербаев, за последние пять лет производство зерна в Казахстане в среднем увеличилось на 30%, объем экспорта на 60% (с учетом муки). Рост поставок отечественной пшеницы требует обновления устаревшего вагонного парка, степень изношенности которого составляет 60%. Кроме того, ежегодно значительное количество вагонов выбывает из эксплуатации. По словам вице-президента АО «Казтемиртранс» Санжара Елюбаева, в КТТ намерены обновлять парк зерновозов при расширении операторской деятельности компании и перехода из «инвентарного» парка в «приватный». «Все те доходы, которые будут получены от операторской деятельности, они пойдут на обеспечение обновления вагонного парка», – заявил г-н Елюбаев.
Новшество в АО «Казтемиртранс» проводится по российскому примеру. В соседнем государстве вагоны переведены в приватное пользование Первой грузовой компании (ПГК). Но принятые в обеих странах меры не решают проблемы бизнеса, работающего в сфере грузоперевозок, считает заместитель генерального директора казахстанского оператора вагонов ТОО «Норд ТЭК» Мурат Каиржанов.
«У нас получилось так, что «Казтемиртранс» отдает приоритет крупным грузоотправителям. То есть мелкие грузоотправители остались в стороне. Мягко говоря, в итоге получилось так, что компания работает только с крупными грузоотправителями», – отметил г-н Каиржанов.
В Казахстане, по его мнению, необходимо вести мониторинг удовлетворенности спроса, а также наладить логистику работы одиночных вагонов групповых отправок, которая осуществляется МСБ. Важное значение в сфере грузоперевозок спикер отводит автоматизированной информационной системе. К внедрению передовых IT-технологий в КТТ собираются приступить в 2013 году, сообщил вице-президент АО «Казтемиртранс». Аналогом автоматизированной системы управления послужит АСУ ПГК. Данная система позволяет экспортерам в режиме онлайн проводить расчеты тарифов, оплату по счетам. Сегодня же казахстанским трейдерам приходится зачастую месяцами ждать отправки груза.
«Некоторые товарищи ждут расценки по тарифам два-три дня, некоторые две-три недели, а мы вообще два месяца ждем. Мы ведем переписку с юристами по протоколу разногласия. Нам предоставили стандартный договор с КТТ, где у нас очень много вопросов. Третий месяц идет, а мы даже не можем подписать протокол о разногласии», – сетует представитель экспортной компании «Луис Дрейфус Комодитиз» Едыге Есенханулы.
Также зернотрейдеры сталкиваются с проблемой предоставления вагонов, несоответствующих международным нормам и стандартам. Представитель экспертной компании ТОО «Baltic Control Kazakstan» Гульмира Абишева сообщила, что из 24700 обследованных организацией вагонов 97% не соответствуют нормам герметичности, 46% пустых вагонов при подаче заражены насекомыми вредителями, в 33% емкостей содержатся остатки от предыдущих грузов.
Вице-президент АО «Казтемиртранс» пообещал улучшение качества передвижных составов, когда компания будет иметь полное право операторства приватными вагонами.