Запрет на экспорт ГСМ: к 2015 году нужно готовиться сейчас
Власти собираются продлить запрет на экспорт нефтепродуктов и на 2013 год. Но суть рынка как раз в том, что он не может эффектив...Власти собираются продлить запрет на экспорт нефтепродуктов и на 2013 год. Но суть рынка как раз в том, что он не может эффективно функционировать в условиях хронических ограничений.
Как сообщили недавно казахстанские СМИ со ссылкой на заместителя директора департамента маркетинга нефтепродуктов АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Талгата Букобаева, запрет на экспорт нефтепродуктов в Казахстане может быть продлен на следующий год. «Как известно, в Казахстане введен запрет на экспорт нефтепродуктов до конца текущего года, по информации, данный запрет будет продлен и на следующий год», – сказал г-н Букобаев на конференции «Рынок нефтепродуктов Центральной Азии».
Запрет и Таможенный союз
Между запретом на экспорт горюче-смазочных материалов (ГСМ) и началом работы Таможенного союза (ТС) есть самая прямая взаимосвязь. Сам запрет был введен 15 мая 2010 года, то есть накануне юридического вступления Казахстана в ТС. Напомним, ТС начал работу 15 дней спустя – 1 июня 2010 года.
Власти вынуждены были вводить запрет в силу некоторых обстоятельств. Во-первых, розничные цены на ГСМ в Казахстане были на 15-20% ниже, чем в России. Поэтому власти опасались массового вывоза ГСМ на российский рынок.
Во-вторых, согласно договоренностям, в рамках ТС таможенные границы с Россией были убраны, поэтому у казахстанских властей не осталось никаких административных инструментов, чтобы ограничить вывоз ГСМ из страны.
Власти надеялись, что в рамках ТС розничные цены на ГСМ в Казахстане и России будут выравниваться. Об этом на пресс-конференции в конце января 2011 года в Астане рассказал тогдашний председатель правления АО «КазМунайГаз» Кайргельды Кабылдин. «В связи с вхождением в Таможенный союз, безусловно, влияние скажется. Сегодня цены оптовые (на нефтепродукты) у нас с Россией, в принципе, одинаковые, что касается розницы, то наш рынок чуть дешевле, чем российский», – отмечал тогда г-н Кабылдин. «Российский рынок сегодня привязан к ставке экспортно-таможенной пошлины: чем выше ЭТП, которую российская сторона устанавливает, тем выше цены на нефтепродукты», – пояснил он. Безусловно, в рамках единого таможенного пространства отечественные розничные цены на ГСМ будут выравниваться с российскими.
Цели запрета
Запрет на экспорт ГСМ, по мысли властей, должен был предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке и стабилизировать розничные цены.
Однако сказать, что запрет полностью ликвидировал дефицит топлива на внутреннем рынке нельзя. Сам дефицит наблюдается давно. В Казахстане функционируют три нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 18 млн тонн нефти в год: ОАО «Атырауский НПЗ» (АНПЗ), ЗАО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) и ОАО «Шымкентнефтеоргсинтез» (ШНОС).
Но… на самом деле НПЗ получают ежегодно только 9 млн тонн нефти. Половина мощностей простаивает из-за отсутствия сырой нефти. При этом схема налогообложения построена таким образом, что нефтяным компаниям выгоднее продавать сырую нефть за границу, чем поставлять на НПЗ. Так, при экспорте им возвращают налог на добавленную стоимость, при поставках на НПЗ – нет.
Отсюда и нестабильность розничных цен на внутреннем рынке. С одной стороны, государство регулирует предельные розничные цены, с другой стороны, цена топлива растет. В результате мелкие сети автозаправочных станций (АЗС) разоряются, а рынок – монополизируется крупными игроками.
Кстати, как следствие вступления Казахстана в ТС можно рассматривать и более высокую степень зависимости розничных цен на ГСМ внутри РК от динамики роста розничных цен на российском рынке. Это особо наглядно проявилось в конце 2011 – начале 2012 года.
К 2015 году нужен четкий механизм
В краткосрочной перспективе власти запрет не отменят. В конце прошлого года на заседании правительства на эту тему высказался министр нефти и газа Сауат Мынбаев. По его словам, запрет будет продляться Казахстаном регулярно, вплоть до 2015 года, когда завершится реконструкция трех крупных НПЗ, позволяющих самостоятельно закрывать потребности внутреннего рынка во всех видах ГСМ. «Сегодня внесен проект постановления о продлении запрета на экспорт светлых нефтепродуктов (на 2012 год), просьба поддержать», – сказал министр.
При этом власти очень надеются, что модернизация НПЗ даст конкурентные преимущества и пройдет как можно быстрее. В начале октября текущего года на Евразийском форуме Kazenergy председатель правления АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) Ляззат Киинов рассказал об объеме необходимых средств. «Общий объем инвестиций на реализацию этих проектов ожидается на уровне более $6 млрд. Сроки реализации проектов намечены на период 2013-2015 годов», – сказал он.
По словам г-на Киинова, реализация проектов реконструкции казахстанских НПЗ позволит увеличить объем производства до 19,5 млн тонн в год и среднюю глубину переработки нефти довести до 89-90%, снизить производство мазута, увеличить выход светлых нефтепродуктов, повысить качество бензина и дизельного топлива до уровня стандартов Евро-4, Евро-5.
Но уже сегодня необходимо выработать четкий и прозрачный механизм регулирования цен на ГСМ. Позитивным моментом можно считать тот факт, что недавно власти пообещали продумать вопрос регулирования оптовых цен (до настоящего времени власти контролируют только розничные цены). К 2015 году в Казахстане должен быть разработан и принят механизм, позволяющий сохранять стабильность внутреннего рынка и не зависеть от конъюнктуры мирового и российского рынков ГСМ.
Андрей Кириллов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.