Искусство создавать праздник
80% team-building проводятся компаниями без определенного поводаСегодня на рынке Казахстана множество event-агентств, каждое из...80% team-building проводятся компаниями без определенного повода
Сегодня на рынке Казахстана множество event-агентств, каждое из которых различается по охвату и специфике. Предновогодний период для многих из них самый прибыльный. Как отметил директор шоу-агентства «Гротеск» Алексей Кожемякин, по доходам 4 квартал года одинаков с 1, 2 и 3 вместе взятыми. В этот период в их агентстве доход в среднем выходит от 5 млн до 10 млн тенге.
Но не все event-агентства могут похвастаться благоприятной ситуацией. Специалисты агентства «Казына» утверждают, что в Казахстане данный вид бизнеса совсем не прибылен, так как менталитет казахстанцев не позволяет отдать должное мастерству, с которым многие event-агентства подходят к созданию праздника. При этом, по мнению экспертов агентства «Казына», многие клиенты имеют завышенные запросы, платить за которые хотят по минимуму.
Этой же точки зрения придерживается и директор шоу-агентства «Мереке» Нурлан Калымбетов. На его взгляд, прибыльность и стабильность event-бизнеса зависят от наработанной клиентской базы, охвата компании и методики, которую она применяет в своей работе. По данным г-на Калымбетова, из 100% event-агентств, работающих на рынке Казахстана, только 10-15% – профессионалы.
На сегодняшний день самое большое количество event-агентств приходится на Алматы. В регионах они есть, но в менее широком охвате, поэтому региональные крупные компании иногда обращаются к специалистам из Алматы. Порой заказчиком услуг из региона бывает ресторан, являющийся подрядчиком, которому, в свою очередь, сделали заказ.
Прибыльность у каждого шоу-агентства разная. Кто-то получает только 7% прибыли, для кого-то она от 15% и выше. Ирина Неруш, административный директор Chesnok.kz, считает event-бизнес достаточно прибыльным, однако подчеркивает, что богатым бизнесменом не стать, занимаясь только этим видом деятельности.
«Деятельность event-агентств прибыльна только в том случае, если она в руках профессионалов, которые могут предложить качественные услуги», – считает Алексей Кожемякин. По его данным, появилось много агентств-однодневок, которые открываются только перед новым годом. Заработав денег в этот период, они не могут устояться на рынке в последующие кварталы и закрываются.
«И если какая-либо известная компания обращается к подобному агентству-дилетанту и наталкивается на его непрофессионализм, у компании возникает недоверие ко всем event-агентствам, существующим на рынке», – подчеркнул эксперт.
По подсчетам г-на Кожемякина, управленцы многих компаний в последнее время перестали жалеть деньги на корпоративные командообразующие вечеринки (team- building). При этом 80% team-билдингов проводятся компаниями без определенного повода, а в основном для поднятия уровня командообразования в компании.
Корпоративы, как считает директор шоу-агентства «Гротеск», по прибыльности занимают первые позиции. На втором месте идут свадьбы. И третье место занимают детские праздники, которые в последние несколько лет приобретают все большую популярность.
«При этом по охвату порой детские праздники могут затмить любую свадьбу, – подчеркнул Алексей Кожемякин. – Цена детского новогоднего утренника колеблется от 80 тыс. тенге до 90 тыс. тенге. Столь сильный рост данной ниши эксперт связывает с улучшением благосостояния граждан. А менталитету наших граждан присущ принцип – «есть деньги – нужно их куда-то потратить».
Г-жа Неруш утверждает, что в этом году, по сравнению с предыдущими, число компаний, желающих провести корпоративное новогоднее мероприятие, увеличилось. И это, по мнению специалиста, связано с постепенным снижением кризиса и нормализацией ситуации по сравнению с 2008 годом.
Однако ситуацию на рынке менеджеры шоу-агентства «Казына» видят несколько иначе. Их прибыль за последние два года уменьшилась. И люди, по их наблюдениям, на проведение мероприятий стали тратить гораздо меньше денег. Самым неприбыльным периодом они считают осень и весну, а летние месяцы, на их взгляд, доходны за счет проведения многочисленных свадеб.
Директор шоу-агентства «Гротеск» указал, что в период кризиса 2008 года их доходы также снизились на 30%. При этом он подчеркнул, что количество заказов в этот промежуток времени не уменьшилось, просто люди стали заказывать более дешевые позиции (поменьше ресторан, подешевле артисты). Сейчас ситуация стабилизировалась и, как считает эксперт, идет на улучшение.
Поиск и привлечение артистов и прочих участников шоу – важные составляющие работы любого event-агентства. «Если раньше артистов им приходилось искать самим, то сегодня ситуация поменялась и артисты сами к ним обращаются. И у event-агентства с ними существуют определенные договоренности», – подчеркнул г-н Кожемякин. К примеру, если услуги артиста отдельно стоят 50 тыс. тенге, то через агентство цена будет такой же, а агентство получит от этой суммы примерно 15 тыс. тенге.
По словам г-жи Неруш, сегодня любая компания может провести мероприятие, обратившись напрямую к артистам, но для упрощения его проведения компании и обращаются к event-агентствам. «Ведь агентство может обеспечить услуги комплексно – начиная от ресторана и заканчивая фейерверком», – подметил директор компании «Гротеск».
Татьяна Киселева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.