Болат Жамишев: «Я бы поставил во главу угла вопрос не экономии бюджетных средств, а их эффективности»
На этой неделе Парламент Казахстана принял закон «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы». Документ будет направлен на подп...На этой неделе Парламент Казахстана принял закон «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы». Документ будет направлен на подпись главе государства. Как неоднократно подчеркивали власти страны, этот бюджет является социально направленным: ежегодно на социальное обеспечение и помощь будет направляться порядка 40% расходов.
Более подробно о новом трехгодовом бюджете в интервью «Капитал.kz» рассказал министр финансов РК Болат Жамишев.
– В ходе рассмотрения проекта республиканского бюджета на 2013-2015 годы в парламенте депутатами давались рекомендации и высказывались мнения о существующих проблемах в планировании и исполнении. Какие из них Вы взяли на вооружение, и чем принципиально отличается бюджет 2013-2015 гг. от предыдущих?
– Начну с того, что проект бюджета на 2013-2015 годы является 5-ым по счету трехлетним бюджетом. Как вы знаете, первый трехлетний бюджет был принят в 2008 году, это был республиканский бюджет на 2009-2011 годы. Трехлетний бюджет является одним из продуктов проводимой работы по внедрению основных элементов бюджетирования, ориентированного на результат, при котором активно применяются методы программно-целевого бюджетирования и среднесрочного бюджетного планирования.
Разумеется, при разработке первого 3-хлетнего бюджета в 2008 году возникали трудности с расчетом расходов на второй и третий годы, на что депутаты парламента также обращали внимание. Особенно сложно было рассчитать или предположить, какими будут расходы на новые инициативы. Тем не менее за это время мы приобрели определенный опыт в формировании 3-хлетнего бюджета. С каждым годом просчитывать потребность на второй и третий годы очередного бюджета становится легче, так как применяется заложенный в Бюджетном кодексе принцип преемственности решений, когда расходы основываются на прогнозе социально-экономического развития, базовых расходах предыдущего периода, итогах бюджетного мониторинга, оценке исполнения бюджета и достижениях результатов.
Что касается принципиального отличия, то разработанный трехлетний бюджет в большей степени ориентирован на реализацию государственных и отраслевых программ.
При разработке бюджета на 2013-2015 годы нами учитывался опыт, полученный при разработке предыдущих 3-хлетних бюджетов, в части обоснованности бюджетных заявок на второй и третий годы, включая расходы на новые проекты и программы, проводится работа по обеспечению обоснованной потребности в средствах на плановый период во избежание завышения расходов бюджета и максимального их освоения.
Таким образом, совершенствуется «привязка» бюджетного планирования к стратегическому планированию, определяются реальные сроки реализации проектов, планирование происходит не только по среднесрочным, но и долгосрочным проектам и программам, период реализации которых достигает 10 и более лет.
Как вы знаете, бюджет разрабатывается на скользящей основе, то есть расходы второго и третьего годов могут пересматриваться при формировании бюджета на очередной плановый период, учитываются новые приоритетные расходы, исполнение прошлых лет.
В данное время многие противники внедрения трехлетнего бюджета осознали его преимущества. Главным из них является обеспечение преемственности в государственной политике, которая позволяет поступательно и динамично реализовывать все намеченные масштабные программы и проекты.
Тем не менее проблема «формального» подхода ко второму и третьему годам трехлетки все еще остается. Тут основной задачей Минфина является балансировка расходов в трехлетнем периоде, что должно нивелировать проблему неполного освоения средств. В большей степени это касается создания условий для финансирования инвестиционных проектов, средства по которым не могут быть освоены в текущем году ввиду смещения графиков реализации проектов и госзакупок, невыполнения в срок обязательств поставщиков и застройщиков и других причин, во 2-ой и 3-ий годы трехлетнего бюджета.
Либо наоборот, перераспределить на текущий год средства, заложенные на последующие годы, по инвестиционным проектам, реализуемым с опережением.
– Иностранные правительства в последние годы остро поднимают вопрос жесткой экономии бюджетных средств. Не является ли прошедшее уточнение бюджета сигналом того, что пора и Казахстану экономить бюджетные средства?
– На самом деле я бы поставил во главу угла вопрос не экономии бюджетных средств, а их эффективности.
При рассмотрении бюджетных заявок, в целях повышения бюджетной дисциплины особое внимание уделяется заложенному в Бюджетном кодексе принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает направление и использование бюджетных средств каждого госоргана на достижение показателей результатов, предусмотренных их стратегическими планами, государственными и отраслевыми программами.
Такой подход взаимоувязан и с озвученным выше принципом преемственности. При этом итоги исполнения бюджетных программ и проводимая оценка эффективности использования бюджетных средств являются обязательным условием при подготовке заключений министерства финансов по бюджетным заявкам.
Если администратор заявляет какой-то расход, то он предполагает, что он будет эффективным, хотя практика зачастую показывает обратное. Поэтому Минфину также в рамках компетенции приходится отбирать те или иные расходы в соответствии с установленными критериями. Например, по программе обеспечения качественной питьевой водой «Ак булак» мы поддержали только те проекты, которые обеспечены документацией и соответствуют конкретным критериям программы «Ак булак», а также обеспечены софинансированием со стороны местных исполнительных органов.
Что же касается самого уточнения бюджета этого года, то оно основано не на необходимости урезать или экономить бюджетные расходы, хотя мы и ожидаем снижения доходной части бюджета 2012 года, а на отсутствии возможности ряда госорганов по разным причинам полностью или частично использовать выделенные им средства на те или иные мероприятия. В основном это касается инвестпроектов в связи с переносом сроков их реализации, экономией по госзакупкам, невыполнением в срок обязательств поставщиков работ и услуг. То есть тут снова встает вопрос дальнейшего совершенствования механизма трехлетнего бюджета и удлинения горизонта бюджетного планирования в среднесрочном периоде.
Кроме того, при уточнении бюджета часть расходов была не только сокращена, но и увеличена для решения ряда неотложных задач текущего года.
Таким образом, дальнейшее повышение эффективности расходов автоматически повлечет за собой бюджетную экономию в виде снижения доли необоснованных расходов, недостигнутых целевых показателей, повышения качества планирования и исполнения бюджета, роста благосостоянии граждан и улучшения условий для бизнеса.
– Сейчас активно обсуждается вопрос предоставления большей самостоятельности местным исполнительным органам, в том числе финансовой. А с Вашей точки зрения, регионы готовы к такой самостоятельности? В условиях возможной второй волны мирового кризиса не окажет ли децентрализация негативного влияния на экономику Казахстана?
– В условиях прошедшего кризиса была подтверждена правильность межбюджетной политики Казахстана, а именно закрепления за регионами стабильных налогов и других поступлений, не зависящих от воздействия внешних факторов.
Конечно, местные бюджеты по-разному формируют свою налоговую базу в связи с различным социально-экономическим развитием региона. Например, Атырауская область обеспечивает себя доходами почти на 80% за счет местных налогов и поступлений (остальное – за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета), в то время как Кызылординская или Жамбылская области покрывают свой бюджет за счет местных поступлений не более чем на 20-25%. Тем не менее их налоговые поступления остаются стабильными. Более того, все регионы превышали фактические показатели по доходам над запланированными за последние несколько лет.
Считаю, что мы должны и дальше придерживаться такой политики для обеспечения текущих расходов.
Что же касается финансирования бюджета развития (инвестпроектов), то тут обсуждается вопрос передачи дополнительных видов налогов на местный уровень. Однако его необходимо рассматривать только после принятия решения о передаваемых функциях и связанных с этим целевых трансфертов.
Основная идея наделения местных органов дополнительными источниками (например, части НДС) состоит в увеличении их заинтересованности в развитии производства и торговли в регионах, увеличении добавленной стоимости в их регионе, увеличении доли малого и среднего бизнеса, появлении дополнительных доходов для финансирования инвестиционных проектов социального значения.
Таким образом, видится целесообразным построить систему межбюджетных отношений так, чтобы осуществлялась взаимная финансовая поддержка между центром и регионами, что только укрепит потенциал страны в деле противостояния кризисным явлениям.
Наряду с этим будет продолжена реализация принятых в 2012 году программ развития регионов и моногородов, дальнейшее расширение самостоятельности местных исполнительных органов и развитие местного самоуправления с передачей части полномочий с закреплением ответственности акимов всех уровней, повышение роли вовлечения населения в принятие управленческих решений.
– На форуме «Эксперт 100 Казахстан» председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова подняла вопрос целесообразности кредитования Казахстаном мировой экономики в объеме $50 млрд за счет средств Национального фонда, вместо того, чтобы прийти во внутреннюю экономику и поддержать отечественный бизнес. Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?
– Напомню, у Нацфонда две функции – сберегательная и стабилизационная. При этом сберегательная функция является основной. Национальный фонд создавался как фонд будущих поколений, который будет аккумулировать нефтяные доходы, заработанные в благоприятные периоды, для использования в менее благоприятные периоды (не считая ежегодного гарантированного трансферта). Стабилизационная же функция направлена на стерилизацию излишней денежной массы путем выведения ее из экономики и инвестирования в зарубежные финансовые инструменты.
Однако концептуально готовность к инвестированию части средств Нацфонда во внутреннюю экономику есть. По данному вопросу уже принято соответствующее политическое решение, перечень разрешенных финансовых инструментов для инвестирования средств фонда дополнен казахстанскими. Средства будут направляться на реализацию важных инфраструктурных проектов согласно определенным критериям, на возвратной и платной основе.
Это не помешает сберегательной функции оставаться ключевой функцией Национального фонда, ведь средства будут возвращаться, к тому же с процентами, а значит, аккумулироваться на будущее.
Олег Ни
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.