Цели модернизации НПЗ недостижимы
Модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Казахстана должна привести к увеличению годового объема нефтепереработки с теку...Модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Казахстана должна привести к увеличению годового объема нефтепереработки с текущих 13,7 млн тонн до 19,5 млн тонн и переходу на выпуск топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5». Но ни одна из этих целей, по оценкам экспертов, не будет достигнута.
По планам, в результате проведенной модернизации будет насыщен не только внутренний рынок, но у страны появится возможность экспортировать высокооктановое топливо. «Однако непонятно, где будут браться необходимые объемы сырья для переработки, поскольку существующая в стране налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки отечественных НПЗ», – говорит Сергей Смирнов, экономист Института политических решений (ИПР).
Национальная компания «КазМунайГаз», которая на сегодняшний день добывает 22 млн тонн нефти, по мнению г-на Смирнова, вряд ли сможет обеспечить полную загрузку заводов.
Сегодня доля казахстанской нефти от общей добычи, по информации Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки (МОН) РК, равна 23%, что составляет примерно пятую часть от всего добываемого в стране объема нефти, остальное – это нефть компаний. Г-н Егоров уверен, что именно по этой причине государству трудно обеспечить заводы своим сырьем. К тому же, у Казахстана нет рычагов, которые могли бы заставить работающие у нас иностранные добывающие компании поставлять нефть на отечественные НПЗ.
По словам Сергея Смирнова, нацкомпании необходимо поставлять нефть на принадлежащие ей НПЗ в Румынии, да и от продажи сырой нефти за рубеж она не откажется, так как это приносит больше дохода, чем переработка нефти в Казахстане.
Но г-н Егоров категорически не согласен с тем, что Казахстану выгоднее продавать сырье, а не готовый продукт. «Те, кто считает, что сырье продавать более выгодно, чем готовый продукт, не дальновидны, – настаивает эксперт. – На данный момент наша нефть стоит $102 – $104 за баррель, а если завтра она будет стоить ниже $70? Пусть сегодня по таким ценам выгодно продавать сырье, но это временное явление и мы будем зависеть от цены на нефть и никогда не наладим собственное производство».
Что же касается выпуска топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5» отечественными НПЗ, то в сегодняшних реалиях, по оценке г-на Егорова, это невозможно. Он объясняет, что высокого качества продукции можно добиться только тогда, когда каждый завод будет постоянно получать нефть одного и того же качества. То есть физико-химические характеристики должны быть одни и те же, иначе говоря, с какого-то одного месторождения. «Наши заводы получают нефть с различных месторождений, различных качественных характеристик, при таких условиях у нас не получится выпускать высокооктановый бензин», – объяснил г-н Егоров.
Так, по данным эксперта, на Атырауский НПЗ поступает нефть с различных казахстанских месторождений с разными качественными характеристиками. Шымкентский НПЗ перерабатывает китайскую и российскую нефть. И только Павлодарский НПЗ полностью работает на российской нефти. Однако, как стало известно деловому порталу Kapital.kz, отгрузки российской нефти на Павлодарский НПЗ могут резко сократиться. Российские власти не предоставляют поставщикам дополнительных квот из-за разногласий с казахстанской стороной относительно встречных поставок нефти из Казахстана.
Экспорт из России в Казахстан в ноябре запланирован в объеме 293,8 тыс. тонн, но маршрутные поручения были оформлены только на 59 тыс. тонн. Этого объема достаточно для работы нефтяного завода в течение четырех дней при нормальной загрузке в 16 тыс. тонн в сутки.
По информации делового портала, завод сократил объем производства и рассматривает возможность закупки казахстанского сырья. Источник сообщил, что Минэнерго России будет блокировать выдачу дополнительных квот, пока власти Казахстана не ратифицируют межправительственное соглашение на текущий год и договор о встречных поставках нефти.
Годом ранее Минэнерго РФ также урезало поставки российской нефти в Казахстан, но тогда причиной было превышение объема поставок, установленного балансом двух стран. В ноябре 2011 года импорт нефти в Казахстан составил 258 тыс. тонн по сравнению с 370 тыс. тонн месяцем ранее.
Помимо того, что модернизация не достигнет поставленных перед ней задач, парадоксальность сложившейся ситуации г-н Егоров видит еще и в том, что работы проводятся за счет заемных средств. То, что Казахстан постоянно занимает средства у Китая, тем самым увеличивая долг, по мнению Олега Егорова, должно вызывать опасения.
Наиболее рациональным он считает использование средств АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для строительства заводов. «Мы должны подумать о возможности использования какой-то части средств из этого фонда на строительство нефтеперерабатывающего завода. Пусть на паях с кем-то, но чтобы наша доля там была превалирующей», – говорит г-н Егоров.
По его расчетам, на строительство современного мощного НПЗ необходимо около $4 млрд, модернизация же трех НПЗ обойдется в сумму свыше $6 млрд.
Венера Гайфутдинова
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.