Мобильные «спамеры»: как не попасться на удочку мошенников
Такое явление как спам-рассылка знакомо казахстанцам не только по нежелательным письмам на электронную почту, но и по различного...Такое явление как спам-рассылка знакомо казахстанцам не только по нежелательным письмам на электронную почту, но и по различного рода спам-сообщениям, которые приходят на мобильные телефоны. Это могут быть sms в виде непрошенной рекламы, как правило, мошенники прикрываются известными компаниями, чтобы вызвать достоверность.
«Мобильное мошенничество наряду с интернет-мошенничеством – одни из самых распространенных видов получения дохода недобросовестных людей», – отметил Байрам Азизов, исполняющий обязанности руководителя службы по связям с общественностью ТОО «Кар-Тел». По данным г-на Азизова, самые распространенные случаи мобильного мошенничества, которым подвергались абоненты их компании, это требование вознаграждений взамен утерянных документов, выигрыш ценного приза, беда у близкого человека.
Как отмечает Нуркен Халыкберген, PR-менеджер «Tele2 Казахстан», мошенники могут брать номера из газетных объявлений, а могут отправлять сообщения наобум. «Теле-2 не поддерживаются никакие массовые рассылки. Исключения составляют рассылки государственных органов, касающиеся информирования населения о социальных событиях – техногенных и чрезвычайных ситуациях», – уточнил он.
«От спам-рассылок человек может защитить себя сам», – подчеркнул Нуркен Халыкберген. По словам эксперта, спам-рассылка приходит только после того, как люди, участвуя в различных акциях, указывают свой номер телефона. При этом абонент порой даже не помнит, что он оставлял где-то свои контактные данные, где своей подписью подтвердил согласие на различного рода информирование, в том числе и на получение ненужного спама. А внизу рекламного бланка, как правило, написан мелким шрифтом текст, в котором указано, что в дальнейшем абонент готов получать любую информацию от этой компании.
Байрам Азизов, в свою очередь, подчеркнул, что Beeline постоянно ведет работу по информированию своих абонентов о возможных случаях мошенничества. У компании существует программа «Мобильная грамотность», в которой есть ознакомительные пункты по защите клиентов от мошенничества. Благодаря этому, по сравнению с ноябрем 2011 года, в текущем месяце в службу поддержки абонентов Beeline обратилось на 25% меньше клиентов с сообщением о мобильном мошенничестве.
Рассылка об акциях и розыгрышах в супермаркетах в основном проводится не самими супермаркетами, а рекламными агентствами-подрядчиками, которые набирают базу номеров. Затем ими закупается SMS-трафик у компаний операторов (это может быть и российский оператор) и на номера, полученные в ходе маркетинговых акций, отправляются спам-сообщения.
«В случае если рассылку производит сам супермаркет, бывает, что один магазин обменивается номерами клиентов с другим для большей базы», – говорит директор по корпоративным коммуникациям АО «Кселл» Аида Досаева.
«Для того чтобы предотвратить подобные виды рассылок, если они уже приходят, абоненту необходимо связаться с их источником, если он указан в сообщении, и потребовать, чтобы его номер исключили из списка», – советует PR-менеджер «Tele2 Казахстан».
Если же магазин напрямую не является отправителем сообщений, то, как отмечает эксперт, он обязан дать контакты тех, кто этим заправляет. В случае отказа потребитель имеет право обратиться в правоохранительные органы и заявить о нарушении правила оказания услуг сотовой связи.
Мобильные операторы в один голос заявляют о том, что клиентская база абонентов является строго конфиденциальной информацией. По словам г-жи Досаевой, доступ к базе защищен комплексными механизмами технического, юридического и организационного характера. При этом она подчеркивает, что сведения о формах и методах защиты этой информации также являются конфиденциальными.
«Среди сотовых операторов Казахстана только у компании АО «Кселл» установлена система «АнтиСпам», – отмечает директор по корпоративным коммуникациям. Эта система блокирует все sms с коротких и буквенных номеров из других сетей и разрешает слать их только своим партнерам. А приостановка рассылок с номеров Kcell или Activ производится только при поступлении массовых жалоб от абонентов.
Татьяна Киселева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.