Идеальные условия
Резкое повышение табачного акциза спровоцирует наплыв контрафактаС 1 января 2013 года акциз на табачные изделия может увеличитьс...Резкое повышение табачного акциза спровоцирует наплыв контрафакта
С 1 января 2013 года акциз на табачные изделия может увеличиться до 3 тыс. тенге за 1 тыс. сигарет. Такое предложение выдвинула Национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма!». По мнению борцов за здоровый образ жизни, эта мера позволит не только сократить потребление табака в республике, но существенно пополнить государственную казну.
«Чистая прибыль табачных компаний составляет 138 млрд тенге в год. За пачку сигарет компании получают 60 тенге и выше. Таким образом, поступления в госбюджет вырастут в 2 раза, в то время как цены на сигареты – примерно на 40 тенге за пачку», – считает Джамиля Садыкова, глава коалиции.
Напомним, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предлагает в странах Таможенного союза (ТС) довести минимальную ставку табачных акцизов до 45 евро к 2020 году. Тогда как в планах Министерства финансов РК повысить табачный акциз до 1960 тенге за 1000 сигарет уже к 2014 году.
Как рассказал «Капитал.kz» Максим Литвин, директор по корпоративным отношениям по Кавказу и Центральной Азии компании British American Tobacco, предложенное повышение акциза до 1960 тенге за 1000 сигарет или 39,2 тенге за пачку (с учетом НДС это уже 50-60 тенге за пачку в зависимости от сегмента) к 2014 году – весьма сбалансировано.
«Если сравнивать с ближайшими соседями, то в 2014 году в России минимальный акциз для самых дешевых сигарет будет установлен на уровне 1040 рублей (5200 тенге) за 1000 штук. Мы поддерживаем линию правительств стран ТС на проведение согласованной политики в сфере налогообложения подакцизных товаров. Представляется, что она отвечает целям финансово-бюджетной стабильности и устойчивого социально-экономического развития всех трех стран», – говорит г-н Литвин.
По его словам, для выхода на целевые показатели акцизной нагрузки в целом отведены приемлемые сроки, которые для Казахстана и Беларуси будут более проблематичными, чем для России, с учетом более низкой отправной базы акцизных ставок. Однако если не сделать этого шага, то страны с более высокими акцизами и ценами на табак и алкоголь очень быстро столкнутся с проблемой нелегального ввоза более дешевых аналогов. Это будет оказывать все возрастающее негативное воздействие на консолидированную бюджетную систему формирующегося Единого экономического пространства (ЕЭП).
«Яркий тому пример – Германия, где около 20% потребления табачной продукции приходится на нелегальную продукцию. Из них 75% совершенно легальные сигареты, произведенные для внутреннего потребления в других странах Европейского союза (ЕС) – Польше, Чехии, Венгрии, Румынии. Вся проблема в том, что в Германии пачка самых дешевых сигарет стоит 5 евро, а, к примеру, в Польше – 2,2 евро. В условиях отсутствия таможенного контроля внутри ЕС незаконное перемещение сигарет через границы европейских государств не составляет большой проблемы», – объясняет эксперт.
Страны Таможенного союза должны учитывать разницу в доходах и покупательской способности населения. Так, в Казахстане средняя зарплата в июле этого года составляла 106 тыс. тенге, в России в пересчете на тенге – 130 тыс., то есть на 22% выше, а в Беларуси – 80 тыс. тенге. Следовательно, и ставки акцизов в странах ТС могли бы варьироваться приблизительно в тех же пропорциях.
«Сегодня установлена ставка акциза в размере 1250 тенге за 1000 сигарет или 25 тенге за пачку. Российские производители сигарет платят минимальный акциз – 2450 тенге за 1000 штук. В 2013 году ставка акциза на сигареты в Казахстане вырастет до 1550 тенге, в России – до 3500 тенге за 1000 штук. Кстати, в Беларуси акцизная нагрузка на наиболее дешевые сигареты – самая низкая в ТС – 576 тенге за 1000 штук. Но уже в следующем году она в два этапа будет повышена до 2010 тенге за 1000 штук», – сопоставляет г-н Литвин.
Кроме всего прочего, эта тема уже неоднократно поднималась на протяжении последнего года.
Нелегальная альтернатива
Многочисленные международные исследования показывают, что пороговой является величина ежемесячных расходов на сигареты в размере 8-10% от реального располагаемого дохода за вычетом налогов совершеннолетнего потребителя сигарет. При превышении этого уровня очень многие потребители начинают активно искать нелегальную контрабандную альтернативу.
«Наибольшую угрозу для Казахстана представляет Китай, имеющий разветвленную подпольную сеть производителей контрафактной продукции. По различным оценкам, на контрафакт (не путать с трансграничной контрабандой легальной табачной продукции) приходится 7-8% суммарного мирового потребления табака. В этом объеме доля китайских подделок оценочно составляет 70%. Следует упомянуть и о Кыргызстане с Узбекистаном, где есть собственные легальные производители табачной продукции, причем уровень акцизов несколько ниже, чем в РК», – поясняет специалист.
По его мнению, в идеале странам Таможенного союза желательно обеспечить координацию не только налоговой и таможенной политики, но и защиту прав на интеллектуальную собственность с другими странами СНГ, а также с Китайской Народной Республикой.
Традиционно низкое качество подделок дает очевидные ценовые преимущества табачным «пиратам». Сверхприбыли, которые получают теневые дилеры табачного рынка, как известно, очень часто формируют базу финансирования не только организованной преступности, но и терроризма. Например, в странах Балтии из-за очень высоких акцизов (65-70 евро, а с 2018 – 90 евро за 1000 штук) доля нелегальной продукции уже сейчас составляет около 35-40%. В Казахстане же доля незаконной продукции не превышает 0,2% рынка.
«Нелегальная торговля оказывает негативное влияние и на объемы производства легальной продукции, и на уровень занятости на предприятиях табачной промышленности, и на государственные бюджетные доходы. Если говорить о контрафактной продукции, то легальные производители просто не в состоянии конкурировать с ней, так как в ее стоимости нет и не может быть никаких налогов. В 2011 году наша компания заплатила налогов и сборов на сумму 3,97 млрд тенге, включая 2,2 млрд тенге акцизов. При этом мы занимаем менее 10% казахстанского рынка табачной продукции», – сообщил директор по корпоративным отношениям по Кавказу и Центральной Азии компании British American Tobacco.
Добавив, что в условиях частичной утраты государством контроля за табачным рынком потребление сигарет может не только не снижаться, но даже возрастать за счет ценовой доступности контрабанды и контрафакта.
«Поскольку потребление табачной продукции сопряжено с рисками для здоровья, мы понимаем, что ее оборот должен регулироваться куда строже большинства других видов товаров массового спроса. При этом регулирование не должно приводить к непреднамеренным последствиям негативного толка, таким как рост нелегальной торговли, разворачивание поточного производства низкокачественных подделок. Как показывает международный опыт, импульс для стремительного разрастания теневого рынка табачной продукции может быть придан не только форсированным ростом акцизов, но и единовременным резким сокращением мест реализации легальной табачной продукции», – заключил г-н Литвин.
Своим мнением с «Капитал.kz» поделился и Дияс Джубандыков, глава по связям с правительством и корпоративным коммуникациям компании Japan Tobacco International Kazakhstan. «Идеальные условия для роста контрабанды сигарет – резкое повышение акцизов и, как следствие, цен, а также возможность поставить на рынок нелегальную продукцию по более низкой стоимости. Сейчас сигареты популярных марок в соседнем Кыргызстане дешевле казахстанских в среднем на 30%, а акцизные ставки на сигареты с фильтром ниже казахстанских более чем в 2 раза. Нет нужды объяснять, что дальнейшее увеличение ценового разрыва будет контрабандистам только на руку», – считает г-н Джубандыков.
По его словам, хорошая иллюстрация – опыт ряда европейских стран, которые после вступления в ЕС в короткий переходный период повысили акциз до обязательного минимума. Что и вызвало «потребительский шок»: ставки увеличивались быстрее доходов, а курильщики переключались на более дешевый нелегальный продукт. Так, в Литве его доля превышала 30% от всего рынка.
«Мы поддерживаем намерение гармонизировать ставки на табачные акцизы внутри ТС, но против привязки к размерам акциза какой-то страны. Во-первых, это будет противоречить налоговому суверенитету страны, а во-вторых, не позволит вести гибкую налоговую политику. Это процесс более сложный, который должен учитывать социально-экономические особенности стран, открытость границ, себестоимость производства продукции и логистических затрат. Но самое важное – покупательскую способность потребителей, что позволит определять, насколько повышение пропорционально и несет ли оно риски для легального рынка», – уверен г-н Джубандыков.
Представители табачных компаний сходятся во мнении, что гармонизация акцизов не должна создавать предпосылок для нелегального ввоза табачных изделий из-за пределов Таможенного союза. В частности, это Китай с рынком в 2,4 трлн сигарет, который почти в 86 раз превышает казахстанский, и беспрецедентным по своим масштабам производством контрафактных сигарет, оцениваемым экспертами в 190 млрд сигарет в год. Это превосходит казахстанский и белорусский рынки вместе взятые в 4 раза.
«Граничащие с ТС страны Центральной Азии также могут стать транзитными зонами или источниками незаконной продукции, если разница в ценах будет достаточно большой, чтобы стимулировать контрафакт. Контрабанда сигарет сейчас входит в пятерку торговли нелегальными товарами во всем мире и приносит колоссальные прибыли, которые идут на финансирование организованной преступности и терроризма. Ежегодно нелегальный рынок табака оценивается в 11% от общего мирового рынка или в $40 млрд налогов, недополученных правительствами стран», – констатирует г-н Джубандыков.
По его мнению, предложение ЕЭК довести минимальную ставку до 45 евро к 2020 году позволит учесть особенности развития экономик и максимальный уровень налоговой нагрузки каждой из стран. Основная цель такой политики состоит в том, чтобы обезопасить акцизные поступления каждого из этих государств за счет ограничения значительного разрыва в ценах, который может не только побудить потребителей из одной страны приобретать табачные изделия в соседнем государстве, но и спровоцировать развитие крупномасштабной организованной контрабанды этой продукции ввиду отсутствия жесткого контроля на границах.
«Даже самая совершенная налоговая политика иногда терпит фиаско, если она не подкреплена надлежащими правоприменительными механизмами и юридическими санкциями, призванными предотвратить рост нелегального рынка. Наплыва нелегальных сигарет не смогли избежать даже развитые страны с хорошо оснащенными таможенными службами, такие как Великобритания, Швеция и Канада. Таким образом, баланс между повышением цен и достижением целей здравоохранения может быть найден в том случае, если акцизная политика будет учитывать ценовую доступность», – полагает эксперт.
Согласно заключениям международной компании PricewaterhouseCoopers, дороговизна табачных изделий теоретически может побудить потребителей к отказу от курения. Однако на практике этот фактор также становится одной из основных причин, способствующих переключению потребителей на более дешевые контрабандные или поддельные сигареты.
«Резкие скачки ставок акциза на табачные изделия в Казахстане спровоцируют «потребительский шок», который с высокой долей вероятности повлечет переключение на более дешевый продукт, поскольку спрос на табачные изделия традиционно низкоэластичен и будет мотивировать потребителей переходить на нелегальный продукт. Последние 3 года акциз на табачные изделия растет на 25% ежегодно. Это очень значительный рост, начиная с 2010 года, когда акциз составлял 800 тенге. Тем не менее правительство не делает резких скачков, а это позволяет нам планировать производство и предпринимать защитные меры против нелегальной продукции», – уточняет глава по связям с правительством и корпоративным коммуникациям компании Japan Tobacco International Kazakhstan.
Подчеркнув, что табачные компании-производители являются крупнейшими налогоплательщиками в Алматинской области и составляют более 20% ее бюджета. Только в 2011 году, по данным сайта Министерства финансов РК, акцизные отчисления табачной отрасли составили примерно 29 млрд тенге.
«Казахстан – это хороший пример использования мирового опыта постепенного отказа от курения через ежегодный рост акцизов. 25%-ный ежегодный рост акцизов позволил плавно повышать стоимость сигарет и влиять на снижение их потребления. Однако усилия государства, направленные на реализацию программ здравоохранения по предотвращению подросткового курения и отказа от табака, смогут не достичь своих целей, если резкий рост акцизов и цен, соответственно, повлияет на рост контрабанды», – резюмировал г-н Джубандыков.
Минздрав предупреждает…
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за 15 лет в Казахстане могут скончаться 2 млн человек, если нынешние темпы роста табачной эпидемии не сдержать повышением цены и акцизов. Согласно расчетам ВОЗ, если повысить акциз хотя бы на 60 тенге за пачку сигарет, то будет спасено более 182 тыс. жизней, в их числе 95 тыс. взрослых и 87,6 тыс. молодых казахстанцев. Кроме того, почти на 20% сократится курение среди молодежи, а государственный бюджет станет получать не менее 49 млрд тенге в год для покрытия социальных нужд страны.
Как рассказала «Капитал.kz» Ажар Тулегалиева, директор департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РК (МЗ РК), за несколько лет потребление табачных изделий казахстанцами возросло более чем в 8 раз. Жертвами табакокурения становится самое трудоспособное население страны: мужчины от 30-55 лет и женщины продуктивного возраста.
«По данным соцопросов, распространяемость табакокурения в РК составила 27%. При этом если в 1997 году подушевое потребление табачных изделий составляло 348 штук в год, то в 2000 году оно удвоилось и составило 666 штук. В 2001 году каждый казахстанец потреблял уже 1305 сигарет в год, в 2008 году каждый казахстанец выкуривал по 7,3 сигареты в день, а в 2009 году эта цифра выросла до 9 сигарет ежедневно», – говорит г-жа Тулегалиева.
По ее словам, всего 4 основные болезни – сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические обструктивные заболевания легких и сахарный диабет обуславливают в Европе 86% от всей смертности и 77% бремени болезней, что влечет за собой растущую нагрузку на систему здравоохранения. Именно они формируют более 2/3 случаев бремени всех болезней, возглавляя структуру смертности населения Казахстана.
«По данным статистического сборника МЗ РК, основная причина смертности населения – болезни системы кровообращения (БСК) и злокачественные новообразования. Так, в 2011 году показатель смертности от БСК на 100 тыс. населения составил 309,61, от злокачественных образований – 103,38. Курение сокращает жизнь на 10-12 лет», – поясняет г-жа Тулегалиева.
Отметив, что Минздрав придерживается политики ВОЗ в области охраны здоровья, в том числе и по борьбе против табака. Но расчеты ВОЗ по последствиям повышения акциза на табачные изделия проводились независимо и без участия МЗ РК.
«Ежегодно на лечение онкозаболеваний, сердечно-сосудистых патологий и других болезней тратится около 76 млрд тенге. При этом 50% бюджета на лечение сердечно-сосудистых заболеваний можно сократить одним лишь ограничением табакокурения. При формировании бюджета здравоохранения отдельно финансовые средства на лечение «табачных» заболеваний не выделяются. Но с целью ограничения и профилактики табаколечения в РК на уровне организаций первичной медико-санитарной помощи открыто 87 антитабачных центров», – сообщила директор департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения РК.
Виктор Климов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.