В ЕЭП логистика на «особом счету»
В интеграции стран ЕЭП особая роль отводится транспортной системе государств Таможенного союза. Реализации транзитного экспортно...В интеграции стран ЕЭП особая роль отводится транспортной системе государств Таможенного союза. Реализации транзитного экспортного потенциала единой экономической территории будет способствовать объединенная транспортно-логистическая компания, которую намерены создать на базе национальных железно-дорожных операторов Казахстана, России и Беларуси. Об этом было заявлено в Астане на III международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия». Представители российской логистики предложили свою модель единого централизованного оператора, которая позволит вывести экономику региона на новые рубежи. Казахстанские экспедиторские компании же выразили настороженность. По их опасениям, единая логистическая компания может вытеснить с транзитного рынка частных грузоперевозчиков.
На III международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия» съехались руководители национальных железнодорожных компаний стран «пространства 1520», профильных органов государственного управления Казахстана, а также компаний, осуществляющих деятельность в области ж/д перевозок и машиностроения.
Открывая форум, премьер-министр РК Серик Ахметов в своей приветственной речи говорил о заинтересованности стран Азии и Европы в формировании устойчивых транспортных сообщений в регионе, что усиливает необходимость комплексного подхода в развитии транспортно-логистической отрасли страны. Реализация транзитного и экспортного потенциала железных дорог «пространства 1520» станет эффективной через углубление интеграционных процессов и расширение сотрудничества между государствами Европы и Азии.
«Мы придаем важное значение укреплению транспортных связей в Едином экономическом пространстве. Ведется работа по созданию объединенной транспортной логистической компании России, Беларуси и Казахстана. Реализация этой идеи повысит транспортный потенциал в направлении Азия-Европа и конкурентоспособность железнодорожных перевозок на рынке транспортных услуг»,- сказал премьер-министр РК.
Идея создания объединенной транспортной логистической компании была одобрена на заседании глав правительств Казахстана, России и Беларуси еще летом 2012 года в Санкт-Петербурге. Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сообщил, что интеграция национальных железнодорожных компаний будет создаваться на основе принципов равной доступности и конкуренции, а не в интересах конкретных государственных компаний. Но все же, по его мнению, государственный монополист значительно привлекательнее частного.
«Мы все создаем единую транспортно-логистическую компанию, являясь равноправными в долевом отношении участниками этой компании. Мы исходим из того, что только при таком подходе возможна действительно высокая мотивация для каждого с точки зрения достижения конечной цели. И если говорить о цели создания данной компании, то хочу подчеркнуть, что это обеспечение интеграции транспортных процессов внутри ЕЭП», – отметил глава ОАО «РЖД».
На экспертном диалоге «ЕЭП: интеграционный импульс развития международных транспортных коридоров», проходившем в рамках форума, председатель комитета по логистике торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев выразил мнение, что транспортный коридор нужно рассматривать больше как экономическое пространство, где развиваются бизнес-организации и инфраструктура, и меньше как маршрут. Также он считает, что, в частности, на ТрансЕвразийской магистрали необходимо создание фонда, который будет заниматься тарифной политикой, инфраструктурой. При этом главная роль в предложенной г-ном Дунаевым модели единой логистической компании отводится ОАО «РЖД».
«Ясно, что это должен быть альянс ТрансЕвразийской магистрали, где есть отвод на Казахстан, на Прибалтику, есть непосредственно на Китай, Японию и Азиатско-Тихоокеанский регион. И вот здесь, когда мы должны такой альянс сформировать, ясно, что в основе этого альянса должны быть инициативы именно ОАО «РЖД» как основной компании. И вот в рамках этого альянса мы, наверно, должны посмотреть – можем ли мы сделать такой эксперимент? Когда вопрос тарифной политики на транспортном евразийском коридоре, ТрансЕвразийской магистрали, в том числе и нового Шелкового пути (…), отдать регулировать не федеральной службой по тарифам, а организации, которая будет создана самими перевозчиками. И у нас есть прекрасные специалисты, которые стоят на государственных позициях», – заявил председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ.
Создание единой транспортной логистической компании странами Таможенного союза может подавить частный логистический бизнес. Такие опасения во время экспертной дискуссии высказал председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин.
«Если также вот здесь не будет стопроцентной ясности, чем будет заниматься единый логистический оператор, а он уже идет по пути того, что сейчас все контейнеры в эту компанию, все контейнеровозы в эту компанию, все терминалы в одну (компанию). И сегодня мы боимся потерять даже то, что достигнуто в Казахстане. В Казахстане, например, терминалы все частные. Терминалы развиваются, складской бизнес развивается. Насколько мне известно, на российских железных дорогах к частным терминалам несколько иное отношение. Поэтому единый логистический оператор, я одновременно являюсь председателем Ассоциации экспедиторов Казахстана и председателем Ассоциации операторов вагонов-контейнеров, у нас есть беспокойство о том, что единый логистический оператор под собой подомнет ростки транспортного бизнеса в Казахстане. Ну «захлебнуться» что ли под мощным давлением этого единого логистического оператора. Это непростой вопрос. В этом плане нам нужна ясность», – заявил г-н Исингарин.
Также председатель транспортно-логистических организаций призвал российских и белорусских коллег уходить от понятия присоединения казахстанского и белорусского транспортных рынков к крупному российскому. По его мнению, необходимо создать координацию транспортных рынков, которые уже сложились в Казахстане и Беларуси. Делать же из них придаточные рынки базового российского рынка будет неправильно.
В «пространство 1520» входят железнодорожные пути стран СНГ, Балтии, Монголии и Финляндии. Официальная ширина колеи данных ж/д составляет 1520 миллиметров. Что касается общей протяженности данной транспортной системы, то она превышает 150 000 километров.
Динара Куатова
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.