21 декабря: грозит ли миру экономический апокалипсис?
В этот день истекает 99-летний срок аренды денежного станка Федеральной резервной системой (ФРС), данного ей в 1913 году Конгрес...В этот день истекает 99-летний срок аренды денежного станка Федеральной резервной системой (ФРС), данного ей в 1913 году Конгрессом США. Для того чтобы продлить аренду, потребуется не только большинство голосов в сенате и в Палате представителей, но и три четверти голосов от законодателей каждого из 50 штатов. Сделать это будет очень непросто, учитывая колоссальный долг и обесценивание доллара, не привязанного к золоту.
«Несмотря на то, что ФРС – это частная компания, образованная несколькими крупнейшими банками страны, официальный эмиссионный центр США – Федеральное казначейство. А потому трудно предположить, что по истечении срока «аренды денежного станка» ФРС, правительство Соединенных Штатов вернет себе функцию печатания денег или будет искать новый печатный сектор вместо ФРС», – заявил «Капитал.kz» Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем.
Нужно учитывать и консерватизм, присущий США. Так, дизайн долларовых банкнот практически не менялся, только в последние годы появились долларовые купюры нового образца. «Поэтому я не считаю, что непродление сроков действия контракта с ФРС каким-то образом непосредственно повлияет на мировую экономику. На мировую экономику влияет политика, проводимая правительством США, крупнейшими банками и транснациональными корпорациями, которая в концентрированном виде отражается в деятельности ФРС», – говорит г-н Берентаев.
Кризис доллара как единственной мировой резервной валюты, финансовый и экономический кризис, которые переживает сейчас мир, все это поверхностные явления, частные проявления системного кризиса современного этапа трансформации мирового сообщества.
По мнению аналитика, сохранение роли доллара в мировой экономике зависит от того, какая тенденция развития мирового сообщества победит: формирование однополюсного мирового порядка, что будет означать выход на завершающую стадию создания Американской империи в планетарном масштабе; возврат к модели многополюсного мира, с образованием нескольких крупных региональных блоков, со своими региональными валютами, формированием новой архитектуры международной валютно-финансовой системы, возможно, с возвратом золотого стандарта, чтобы реанимировать такие функции денег, как мера стоимости и тезаврирования, которые были утрачены после Бреттон-Вудских соглашений.
«И кампания в российских СМИ – это отражение борьбы двух идеологий, приверженцев разных моделей формирования мирового сообщества. К сожалению, в казахстанских СМИ этот вопрос замалчивается», – сетует г-н Берентаев.
Спасение доллара как мировой валюты возможно только при победе первой тенденции развития мирового сообщества, но, в любом случае, доллар сохранит свою функцию как национальная валюта США и будет, в ограниченных масштабах, использоваться и в международных операциях, после существенной девальвации, если победит вторая тенденция», – рассуждает Канат Берентаев.
Экономикам, которые сильно подсажены на доллар, необходимо максимально возможно снизить уровень долларизации. Для этого следовало бы, во-первых, запретить хождение иностранной валюты в стране, все операции осуществлять в национальной валюте, так как национальное законодательство практически всех стран это предусматривает. Второй момент – диверсификация золотовалютных резервов страны, включение в их состав золота и других ценных металлов, наиболее перспективных валют отдельных стран, например, китайского юаня.
«В ряде стран уже активно проводится такая работа. Например, Венесуэла начала возврат золотых запасов, которые хранились в США. Ряд стран во взаимной торговле переходят на национальные валюты. Например, Китай, который предоставляет кредиты в юанях для финансирования торговых операций. Происходит и процесс «избавления» от долларов путем приобретения активов в других странах», – поясняет заместитель директора Центра анализа общественных проблем.
По его словам, в рамках процесса постсоветской интеграции станет вопрос о введении региональной валюты Евразийского союза. И уже сейчас нужно начинать работу по механизму ее введения, отработать методические и технические вопросы, которые позволят каждой союзной республике проводить самостоятельную денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику и, в то же время, согласованную политику в отношении третьих стран. Разработка механизма введения наднациональной валюты должна вестись с учетом как возрождения мультивалютной системы, так и формирования однополюсного мира.
«Чтобы не опоздать «на поезд», работу в этом направлении нужно начинать уже сегодня, так как в практическую плоскость данная проблема перейдет уже к 2015-2017 годам. В первую очередь нужно решать методологические и методические задачи введения наднациональной валюты, отработать нормативно-правовое и институциональное обеспечение механизма введения региональной валюты, чтобы не дискредитировать саму идею, в корне пресечь домыслы о создании новой Российской империи – СССР-2», – уверен г-н Берентаев.
«По одним данным, в соответствующий закон, предусматривающий 99-летний срок аренды станка, за прошедший век было внесено более 200 поправок, в результате которых ФРС фактически получила право пользоваться станком бессрочно. По другой информации, срок пользования станком для ФРС действительно заканчивается в декабре, и судьбу станка решит итоговое соотношение политических сил в американском конгрессе. На мой взгляд, при любом раскладе печатный станок в США не будет остановлен. При этом отсутствие эффективной альтернативы ФРС говорит в пользу сохранения данной структуры, но при ужесточении контроля со стороны правительства», – говорит Ярослав Кабаков, ректор учебного центра инвестиционного холдинга «ФИНАМ».
По его словам, сегодня нет фундаментальных оснований для обвала курса доллара, хотя определенное ослабление американской валюты все же возможно. В этой связи предпочтение следует отдавать тем валютам, которые в высокой степени защищены от инфляции. Это, прежде всего, швейцарский франк и иена.
«На доллар в той или иной степени подсажены все мировые экономики. И общий тренд – постепенный отказ от доллара при расчетах и формировании резервов», – считает г-н Кабаков.
В свою очередь экономист Мариам Восканян (Армения, г. Ереван) полагает, что мировая экономика сейчас находится на распутье, а мировая финансовая система живет по своим законам.
«Пока США идут по проверенному сценарию в поиске источников энергии и дополнительных ресурсов. Но, на мой взгляд, этот сценарий начинает сдавать. Избавление от доллара в роли мировой валюты на данный момент утопия. Другое дело, сделать акцент на механизмах регулирования финансовой системы как на национальном, так и наднациональном уровне. Тогда риски, связанные с долларом, в том числе, будут минимизированы за счет более жесткого подхода к регулированию финансовых институтов», – уверена г-жа Восканян.
Доллар в любом случае будут держать на плаву. Причина банальна: слишком много экономик зависит от доллара, чтобы допустить его падение. Однако это не означает, что следует отказаться от каких-либо альтернатив.
«Создание региональной валюты – дно из самых лучших решений. Независимо от дальнейшей судьбы доллара, важно, чтобы в мире была диверсификация валютных вложений. Наличие региональных валют может во многом помочь решить эту проблему. Другое дело, что создание региональной валюты не должно повторять ошибок с евро», – убеждена Мариам Восканян.
Александр Либман, старший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (РАН), не ожидает изменений в восприятии доллара на мировых рынках. «Доверие к доллару – в конечном счете, это доверие к экономике США, остающейся, несмотря на все потрясения, сильнейшей в мире, так что говорить о «спасении» доллара, мягко говоря, преждевременно – «спасаемый» вполне здоров и в спасении не нуждается», – полагает г-н Либман.
Он также отметил, что для Единого экономического пространства (ЕЭП) создание единой валюты не первоочередная задача. На сегодняшний день перед странами «тройки» стоят гораздо более важные и реалистичные вызовы. «Это и организация работы Таможенного союза, и создание эффективного механизма функционирования соглашений ЕЭП. На мой взгляд, опыт ЕС последних лет показывает – торопиться с общей валютой в процессах интеграции не стоит – выгоды от такого решения в краткосрочном сценарии заметно уступают возможным рискам», – считает г-н Либман.
По его словам, ФРС – устойчивая часть американской денежной системы, и никаких изменений в декабре 2012 года в этом отношении не произойдет. Потому как наличие независимого и сильного центрального банка – необходимое условие любой современной системы денежного обращения, и ФРС с этой функцией справляется.
«Во многих странах способность национальных центральных банков проводить курс, независимый от их правительств, и обеспечивать стабильность денежной системы ограничена. И в этих условиях далеко не худший вариант «импорт» стабильности за счет долларизации экономики – де-факто, а часто и де-юре. Конечно, такой сценарий имеет и недостатки: уменьшается автономия национальных денежных властей, снижается гибкость к реагированию страны к внешним шокам», – объясняет старший научный сотрудник Института экономики РАН.
Своими взглядами с «Капитал.kz» поделился и Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен». «Заявления, которые прошли в российских СМИ, это маргинальная конспирология. Доллар – мировая резервная валюта, признаваемая абсолютно всеми серьезными игроками, и я не думаю, что такой юридический казус, который является внутренней проблемой США, как-то серьезно скажется на позициях доллара», – считает г-н Ошакбаев.
По его прогнозам, в обозримом будущем риска девальвации доллара не предвидится. Есть факторы, которые могут спровоцировать определенные колебания. Среди них большой государственный долг США, угроза мировой рецессии и еврозоны в частности, замедление темпов роста Китая, снижение спроса на энергоносители и глобальная геополитическая нестабильность на Ближнем Востоке.
«Я не разделяю убеждения, мол, что-то сможет пошатнуть доллар. По той простой причине, что альтернативы доллару нет. И его вряд ли какая-то валюта сможет заменить. Доллар так силен, потому что есть общее понимание в мире, что это средство платежа и мера стоимости. Правительства некоторых стран сокращают в своих резервах доли в долларовых активах, но это нормальная диверсификация. Ведь валютный рынок довольно волатилен, но это не ставит под угрозу доллар», – полагает г-н Ошакбаев.
Аналогичных взглядов придерживается и доктор экономических наук Рахман Алшанов. «Вряд ли мир заинтересован в том, чтобы ФРС перестала печатать доллары. Возможно, что условия работы просто поменяют. Хотя отрыв от золотого содержания доллара может привести к бесконтрольному накачиванию денег и росту мировой инфляции. Но я думаю, никаких особых колебаний с долларом не будет», – отмечает г-н Алшанов.
Как полагает эксперт, проблема мировой резервной валюты заключается в отсутствии совокупности устойчивых экономик. Другими словами, говорить о единой резервной валюте можно лишь в том случае, когда страны будут готовы к введению согласованной политики.
«Например, валюта будет одна, а правительства-то разные, да и экономические ситуации различны. Взять, к примеру, Евросоюз, сегодня на юге проблемы, а север вынужден их содержать. И до тех пор, пока эти экономики не поднимутся, весь Европейский союз будет находиться в зоне риска», – заключил Рахман Алшанов.
Виктор Климов