Сенатор прав: таможенники – не дипломаты
Казахстану нужно пересмотреть статус российских таможенников, размещенных в нашей стране.В начале ноября сенатор Икрам Адырбеков...Казахстану нужно пересмотреть статус российских таможенников, размещенных в нашей стране.
В начале ноября сенатор Икрам Адырбеков выступил против привилегий российских таможенников в Казахстане. Он считает, что Астана дает Москве слишком много поблажек в вопросах размещения российских таможенных служб в Казахстане.
«Согласно статье 5 Соглашения (Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества), при создании представительств таможенных служб в форме обособленных подразделений руководители, заместители руководителей данных представительств, а также члены их семей наделяются в стране пребывания теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены дипломатического персонала иностранных дипломатических миссий», – отметил сенатор, выступая на обсуждении ратификации данного соглашения.
По мнению депутата, сотрудники представительств таможенных служб могут пользоваться дипломатическими привилегиями и иммунитетом, но только в том случае, если они входят в состав дипломатических миссий сторон.
По словам Икрама Адырбекова, в последнее время наблюдается тенденция, когда всем представительствам или представителям министерств и ведомств Российской Федерации предоставляются дипломатическая неприкосновенность и привилегии.
«И при согласовании документов по данному вопросу Министерство иностранных дел Казахстана проявляет, можно сказать, неоправданную гибкость и позволяет или допускает расширенное толкование Венской конвенции 1961 года, которая регулирует только деятельность дипломатических представительств», – отметил сенатор.
По его мнению, допустимость неограниченного увеличения штата иностранных таможенных представительств является неприемлемой с точки зрения национальной безопасности.
В России сегодня работает всего 10 сотрудников от таможенного комитета РК, а в Казахстане уже 57 сотрудников таможенной службы РФ.
В интервью газете «Время» председатель комитета таможенного контроля (КТК) Минфина Мажит Есенбаев кое в чем сомнения сенатора развеял. «Эти опасения абсолютно беспочвенны. 57 таможенных представителей России работают в наших департаментах. А в России и Беларуси – наши представители, 9 и 3 соответственно», – заявил Мажит Есенбаев в кулуарах пятого заседания консультативного совета по вопросам совершенствования таможенного дела.
По его словам, помощь российских таможенников позволила на «Кордае» в три с половиной раза увеличить сборы по таможенным декларациям. «Вместе с тем почти в 10 раз сократилось количество «несунов» – тех, кто перевозит товары без уплаты таможенных пошлин. Если раньше их насчитывалось 3 тысячи, то сейчас – около 300», – продолжил он.
Как отметил Мажит Есенбаев, среди российских представителей дипломатический статус имеют только руководители и их заместители. Тогда как все 12 казахстанских таможенных представителей в России и Беларуси наделены статусом дипломатических работников.
Вывод более чем очевиден: казахстанские таможенники работают в диппредставительствах Казахстана, тогда как российские таможенники – в таможенных представительствах. О чем, кстати, и говорил сенатор.
Сенатор прав, когда говорит, что таможенные сотрудники, будь то руководители или их заместители, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях, принятой 18 апреля 1961 года, не могут иметь дипломатический статус.
Исключение составляют таможенные работники, которые работают в посольствах и имеют вполне законный статус представителя своей страны. Есть повод призадуматься. Так, белорусские таможенники не особо жалуют своих российских коллег. Они сами справляются.
Нашим таможенникам помощь россиян, судя по словам г-на Есенбаева, очень необходима. Значит, отечественные таможенники просто не справляются со своими обязанностями, и потому без помощи своих российских коллег не могут эффективно заниматься таможенным администрированием. Следовательно, речь можно вести о профессиональной непригодности казахстанских таможенников, которые самостоятельно неспособны обеспечить работу наших границ.
По крайней мере, удивительно. Проще переподчинить отечественный таможенный комитет российской таможенной службе. В случае если мы можем самостоятельно навести порядок на границах, тогда дипломатический статус российских таможенников – нонсенс.
Андрей Кириллов