Научитесь ездить, господа!
Комитет дорожной полиции МВД обеспокоен большим количеством ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения. Проблему над...Комитет дорожной полиции МВД обеспокоен большим количеством ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения. Проблему надо решать в комплексе, а не выпячивать одну из составляющих.
Недавно Комитет дорожной полиции (КДП) МВД РК озвучил тревожную статистику. «Как свидетельствует анализ ДТП, с начала этого года каждая одиннадцатая дорожная авария зарегистрирована по причине выезда водителей на встречную полосу, – отмечает председатель Комитета дорожной полиции МВД Берик Бисенкулов. – Кроме того, у этого нарушения самая высокая тяжесть последствий – 28 погибших на каждые 100 человек, пострадавших в авариях, происшедших из-за выезда на встречную полосу».
Причины таких нарушений довольно разнообразны – осознанная попытка совершить обгон, резкий маневр, банальная невнимательность, а вот последствия всегда одинаково трагичны.
Наиболее страшные происшествия на дороге, которые приводят к тяжелым последствиям, гибели и увечью людей, происходят зачастую из-за нарушений правил обгона с выездом на встречную полосу движения.
«Сложность и опасность обгона заключается в том, что водителю за короткое время приходится просчитать множество факторов, влияющих на безопасность совершения маневра, – добавляет Берик Бисенкулов. – Это и контроль за траекторией движения своего автомобиля, скорость и длина обгоняемого транспортного средства, расстояние и скорость движущихся навстречу транспортных средств».
Невнимательность – всему голова
Так, Берик Бисенкулов попросил водителей учитывать, «что скорость вашего и встречного автомобиля складывается: если вы движетесь со скоростью 80 км/час и встречный автомобиль с такой же скоростью, то вы и встречный транспорт приближаетесь друг к другу со скоростью 160 км/час». «Это говорит о том, что сближение происходит со скоростью 44,4 м/с, то есть расстояние в 200 метров будет пройдено менее чем за 5 секунд», – добавил он.
Основная проблема заключается в невнимательности водителей. А корень этой самой невнимательности в плохом качестве обучения в автошколах.
По состоянию на конец 2011 года подготовкой водителей в стране занимаются 958 учебных организаций. В 2011 году в них прошли обучение и получили водительские удостоверения более 226 тыс. человек.
Но в КДП не сидят сложа руки. Здесь будут пересматривать организационную структуру комитета и совершенствовать процесс выдачи водительских удостоверений. В конечном счете, права должны будут выдавать Центры обслуживания населения (ЦОН).
Также КДП пытается совершенствовать методику подготовки водителей. Виды лицензий на осуществление деятельности по подготовке, переподготовке водителей транспортных средств будут сокращены. «В связи с этим КДП совместно с территориальными управлениями дорожной полиции и учебными организациями необходимо выработать эффективные рычаги влияния на качество обучения водителей, пересмотреть типовые программы подготовки водителей», – говорится в сообщении КДП в октябре 2011 года.
Ужесточение ничего не даст
В настоящее время в соответствии с ч.3 ст. 463-3 Кодекса об административных правонарушениях за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенной для встречного движения, в случаях, когда это запрещено ПДД, предусмотрено наказание в виде штрафа 15 МРП (24,27 тыс. тенге). Если же указанное правонарушение совершается повторно в течение года – предусмотрено лишение права управления автотранспортом на 6 месяцев.
В связи с тревожной статистикой КДП планирует инициировать предложения по усилению административной ответственности за выезд на полосу встречного движения и другие грубые нарушения ПДД.
Но приведет ли ужесточение наказания к снижению фактов выезда на встречную полосу? Так, в конце сентября в Госдуме РФ обсуждали вопрос ужесточения наказания за угон автомобиля. Там собираются исключить штрафы как альтернативную санкцию и перевести этот вид преступления в раздел тяжких, чтобы не было условных сроков. Такая практика уже применяется в Узбекистане.
В этой стране за угон дают 15 лет тюрьмы. Угоны автомобилей практически прекратились, но вопрос в адекватности наказания.
Кстати, на Западе все гораздо проще. В США все зависит от стоимости автомобиля. Угон наказывается тюремным заключением сроком до года. Кража автомобиля карается гораздо жестче, причем наказание напрямую зависит от стоимости авто.
От обстоятельств угона зависит наказание в Польше. Там за угон дают от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. Кроме того, есть специальное понятие «квалифицированный угон»: если угонщики использовали специальные сканеры и прочие технические средства, то угон «тянет» уже на 10 лет.
В принципе, можно за выезд на встречную полосу дать и 15 лет тюрьмы. Однако ужесточение приведет к тому, что водители будут во что бы то ни стало договариваться прямо на дороге. Поэтому даже если увеличить штрафы, то водитель меньше нарушать не станет. Проблему надо решать комплексно: повышать штрафы, жестко контролировать качество обучения в автошколах и добиться неотвратимости наказания. Только тогда выезды на встречную полосу станут большой редкостью, а ездить по нашим дорогам станет комфортно и безопасно.
Арман Карин