Поднебесная экспансия
Стоит ли опасаться засилья китайских авто в Казахстане?В последнее время в Казахстане возникли опасения относительно того, что о...Стоит ли опасаться засилья китайских авто в Казахстане?
В последнее время в Казахстане возникли опасения относительно того, что отечественный авторынок может заполонить китайские авто. Эти веяния базируются на поведении китайских производителей на территории близлежащих государств. Так, сейчас Китай усилил свое присутствие на авторынке России. В текущем году им было поставлено в страну свыше 100 тыс. машин. В целом, к 2020 году КНР планирует продавать за рубеж каждый второй автомобиль, произведенный в стране.
Однако, эксперты дают утешающие прогнозы для нашей страны. В Казахстане на 1000 жителей приходится 214 автомобилей. И этот показатель ненамного отличается от российского, где на 1000 человек – 277 авто, однако значительно отличается от стран ЕС. К примеру, в Польше на 1000 жителей приходится 422 автомобиля. Поэтому, по мнению Александра Ревенко, пресс-секретаря АО «Агромашхолдинг», чтобы как-то повлиять на ситуацию на автомобильных рынках, китайским производителям необходимо ввозить автомобили в больших количествах. При этом стоимость ввозимых машин должна быть очень доступной, ниже стоимости самых популярных автомобилей в России и РК.
«Также в связи с таможенными пошлинами на импортируемые автомобили стоимость ввозимых китайских машин не будет столь близка к стоимости популярных в Казахстане брендов», – заметил эксперт. К примеру, в России китайский автомобиль зачастую стоит на уровне корейских и даже европейских брендов, собираемых на территории РФ. Поэтому с введением новых таможенных пошлин в рамках Таможенного союза сильной конкуренции не будет.
«Более того, в России и в Казахстане уже была в 2009-2010 году экспансия китайских машин, и окончилась она неуспешно, если не сказать, плачевно», – подчеркнул г-н Ревенко. Всему виной, на его взгляд, слабый сервис и гарантия. Также ситуацию осложняет малое количество дилерских центров. А так как развитие дилерской сети процесс достаточно долгий, кропотливый и денежно затратный, говорить о быстрой интервенции китайского автопрома на территории России, а затем и Казахстана, по мнению г-на Ревенко, очень рано.
Президент АО «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев придерживается аналогичной точки зрения. Он считает, что производители из Поднебесной имеют достаточно ограниченный опыт присутствия на рынке нашей республики. Во многом это связано с тем, что в нише доступных автомобилей чрезвычайно прочны позиции АВТОВАЗа.
По словам г-на Мандиева, на казахстанском рынке производители КНР уже заняли значимые позиции в сегменте грузовой и автобусной техники, тогда как казахстанский рынок легковых авто имеет свои традиции потребительских предпочтений.
У китайских марок нет устойчивого партнерства с сильными игроками на российском и казахстанском рынках и весомых инвестиций в дилерскую и сервисную сеть. Помимо этого многие китайские бренды давно «заступили» на территорию цен европейских и корейских производителей.
При этом, чтобы сохранить и укрепить свои позиции, казахстанские автопроизводители улучшают качество выпускаемой продукции, повышают локализацию и расширяют производство. Также ими предусмотрено диверсифицирование своих направлений. Это позволит производить как легковые автомобили, так и коммерческую технику.
К примеру, «Агромашхолдинг» и AllurAuto уже в 2013 году планируют перейти на мелкоузловую сборку, которая будет включать окраску и сварку кузова. Данные меры помогут увеличить объемы производства.
Кроме того. автопроизводители вкладывают достаточные средства для обучения сотрудников и приглашают иностранных специалистов для отслеживания качества выпускаемой продукции.
Казахстанские производители понимают всю ответственность, возложенную на них, поэтому делают все возможное, чтобы качество казахстанских товаров, включая и автомобили, было на высоком уровне.
«Если взглянуть на китайский автопром, можно сделать вывод, что его успех – яркий пример жесткой последовательной политики развития отрасли», – уточняет г-н Мандиев.
По его мнению, чтобы преуспеть в данной отрасли, важны точная постановка целей и использование достаточно жестких и решительных механизмов государственного регулирования рынка. Они включают и налоговые льготы, и государственные субсидии, и создание технопарков, и содействие укрупнению автопроизводств.
У китайских производителей все это есть. «Поэтому, когда китайское правительство заявляет о планах занять место крупнейшего поставщика автомобилей в мире к 2020 году, не возникает сомнений в том, что страна использует самые смелые меры для реализации данной цели», – подчеркнул эксперт.
Следовательно, для Казахстана главным барьером в продвижении собственной автомобильной продукции остается недостаточный уровень производства. Опыт приходит со временем.
Татьяна Киселева
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.