Режим диктата на потребительском рынке
Если Казахстан хочет обеспечить свое население качественными продуктами питания, режим диктата на потребительском рынке жизнен...
Если Казахстан хочет обеспечить свое население качественными продуктами питания, режим диктата на потребительском рынке жизненно необходим. Для этого нужно реформировать контролирующие органы и оказывать меры реальной государственной поддержки казахстанским сельхозпроизводителям.
Как стало известно совсем недавно, более половины всех забракованных в Казахстане продуктов – иностранного производства.
«На сумму свыше 300 млн тенге оштрафованы в первом полугодии 2012 года предприниматели за продажу продуктов питания, не пригодных для употребления», – сообщил председатель комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Жандарбек Бекшин, передает ИА «Новости-Казахстан».
«За первое полугодие за нарушение санитарных правил за допущенные нарушения наложено более 31 тысячи штрафов (на сумму более 300 млн тенге – ред.)», – сказал Жандарбек Бекшин на брифинге в прошлую среду.
По его словам, деятельность 551 объекта приостановлена, 769 материалов переданы в следственные органы.
В ходе проведения текущего санитарно-эпидемиологического надзора специалистами во всех регионах снято с реализации 177 тонн пищевых продуктов, из них 49% – это продукция, которая импортирована в Казахстан, и 51% – продукция отечественных производителей. Больше всего снято с реализации овощей, фруктов и бахчевых культур.
«В основном были просрочены сроки хранения, отсутствовала маркировка, соответственно не были указаны сроки хранения, видимая порча, а также лабораторные исследования», – добавил он.
Надо сразу сказать, что в санитарно-эпидемиологическом надзоре проблем – вагон и тележка. Во-первых, дублирование функций контролирующих и надзорных органов, из-за чего они осуществляют одни и те же проверки, стимулируя неразбериху. Во-вторых, бессистемность контрольных проверок, ведомства не взаимодействуют, в силу чего бизнес должен предоставлять в различные органы надзора одни и те же документы. В-третьих, до сих пор нет единых инструкций для контрольных органов, поэтому они зачастую не знают процедур проверок и отсутствует четкая периодичность контроля. В-четвертых, прав у контролирующих органов много, однако отсутствие достаточной материальной базы вынуждает проводить проверки формально, в силу чего контроль качества продукции осуществляется «для галочки». В-пятых, отсутствие четко установленной ответственности органов надзора и их должностных лиц от невыполнения своих обязанностей.
К этой группе проблем можно присовокупить административную и финансовую зависимость органов госнадзора от контролируемых объектов, отсутствие беспристрастности государственных инспекторов, несоразмерность наказания за выявленные нарушения, закрытый характер результатов деятельности госнадзора.
Причем одной из явно выраженных проблем государственного надзора в Казахстане является непризнание одними контрольными ведомствами результатов деятельности других ведомств. К примеру, территориальное управление министерства сельского хозяйства по Алматы, службы санитарно-эпидемиологического надзора, органы стандартизации и сертификации имеют свои лаборатории по проверке качества продукции. Но результаты лабораторных исследований одних государственных органов не признаются лабораториями других органов.
Множество лабораторий порождает и множество проверок субъектов малого предпринимательства, которые выражаются в дополнительных накладных расходах. Поскольку лаборатории, как правило, работают на хозрасчетной основе, и предприниматель обязан проверять качество своей продукции в лабораториях всех перечисленных ведомств и оплачивая их (кстати, недешевые) услуги.
Поэтому с целью снижения общего числа проверок и накладных затрат для предпринимателей довольно остро стоит проблема централизации органов, находящихся в городском и республиканском ведении и осуществляющих контрольно-надзорные функции.
Все растет, а импорта больше
Для производства достаточного количество продуктов питания в Казахстане не хватает хорошего качественного сырья. Основная причина этого – преобладание в стране мелкотоварного сельхозпроизводства. В частности, свыше 90% всего молока собирается на частных подворьях, что негативно сказывается на конкурентоспособности наших молочных продуктов. Для сравнения: в Беларуси крупными молочно-товарными фермами производится 90% продукции, в России – 40%.
С картофелем проблем не должно было быть. Согласно данным Агентства РК по статистике, площади под картофель из года в год увеличиваются: со 166,9 тыс. гектаров в 2003 году до 184,4 тыс. гектаров в 2011 году. Вместе с этим, также по данным статагентства, растет валовой сбор картофеля: с 2,308 млн тонн в 1993 году до 3,076 млн тонн в 2011 году. Также растет и урожайность: если в 2003 году с одного гектара собирали 139 центнеров, то в 2011 году – 167,2 центнера.
Но при всем при том Казахстан вынужден регулярно вводить и снимать запрет на ввоз картофеля из Кыргызстана. 11 мая 2012 года санитарные службы РК в очередной раз сняли запрет на ввоз картофеля из соседней страны. «Основная причина – это недостаточные объемы собственной продукции. Таким вот образом Казахстан стабилизирует цены на картофель», – сообщил нам на условиях анонимности представитель Минсельхоза РК. Ежегодно Казахстан импортирует до 122,9 тыс. тонн картофеля.
С овощами тоже не все так просто. Вроде урожайность, по данным Агентства РК по статистике, растет: в 2003 году на открытом грунте Казахстан собрал 177 центнеров с гектара, тогда как в 2011 году – 222,9 центнера с гектара. Растут, хоть и небольшими темпами, посевные площади под овощи: если в 2003 году 110,2 тыс. гектара, то в 2011 году – 128,7 тыс. гектара.
Но, несмотря на довольно бодрые цифры, Казахстан наращивает импорт овощей из Китая. Согласно сообщению газеты «Жэньминь жибао», в январе-марте 2011 года экспорт овощей из Синьцзян-Уйгурского автономного района в Казахстан достиг 6,655 тыс. тонн стоимостью $11,9 млн. Обе цифры оказались на 48,7% и в 2,8 раза больше по сравнению с уровнем 2010 года за аналогичный период.
Бахчевая продукция, как правило, импортируется из соседних стран – Узбекистана и Кыргызстана.
Поэтому удивляться, что около половины всех снятых с реализации овощей, фруктов и бахчевых пришлось на импорт, не стоит.
Что делать?
По большому счету, в Казахстане необходимо ввести режим диктата на потребительском рынке и принять внятную программу реформирования всего комплекса контролирующих органов.
На первом этапе нужно устранить дублирование функций, чтобы контролирующие органы не мешали друг другу и бизнесу работать. Проверки должны быть систематизированы, а взаимодействие между ведомствами налажено. Для тех компаний, которые не вызывают нареканий со стороны контролирующих органов, должен быть предусмотрен бонус, например, меньшее количество проверок.
Кроме того, нужно улучшать материальную базу контролирующих органов и предусмотреть ответственность их работников за формальный подход к работе.
Однако вмешательство государства не должно быть самоцелью. Так, по мнению профессора сельскохозяйственной и прикладной экономики Университета Миссури Уильяма Мейерса, «когда правительство вдруг вмешивается и пытается регулировать рынок, обычно становится только хуже». «Враги фермера – непредсказуемость и нестабильность. Правительствам не следует метаться, пытаясь экстренно решить проблему, связанную с колебаниями рынка. Вместо этого власть должна обеспечить сельхозпроизводителей инструментами для управления рисками, реализовывать программы безопасности для потребителей. Потому что эти вещи могут помочь абсорбировать шоки или внешние воздействия рынка. Вместо того чтобы вмешиваться в сам рыночный механизм, необходимо помогать потребителям и производителям противостоять этим факторам неопределенности и управлять рисками», – считает Уильям Мейерс.
При этом вмешательство государства должно быть дозированным. Государство просто обязано предусмотреть стимулы для наращивания производства сельхозпродукции в теплицах, чтобы закрыть дефицит самого проблемного периода (ранней весны). А также предпринять экономические, ни в коем случае не административные, меры к укрупнению производителей, чтобы уйти от мелкотоварного производства. И только на базе крупнотоварного производства развивать агропромышленный сектор. После вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию ныне существующее мелкотоварное производство просто вымрет, не выдержав конкуренции.