Революция или «второй» Муссолини?
Большинство итальянцев убеждены, что вытащить их страну из кризиса, в котором она вязнет уже лет 10, как в болоте, способны дв...
Большинство итальянцев убеждены, что вытащить их страну из кризиса, в котором она вязнет уже лет 10, как в болоте, способны две «вещи». Это или революция, которая свергнет существующий политический уклад в Италии и кардинально изменит к лучшему жизнь простых смертных Апеннинского полуострова, или диктатор, способный единолично внести жесткие коррективы в управление государством на всех уровнях власти. Другого выхода, по их мнению – нет, а улучшения не предвидится.
Правительство Марио Монти
Национальная итальянская забава – «забастовки» (от итал. basta! – хватит! довольно!) уже давно не приносит никаких плодов, кроме как произвольного продления выходных и причинения неудобства всем, кроме власть имущих – они уже давно обладают достаточно сильным иммунитетом к подобного рода «шантажу». Слово «диктатор», кстати, тоже итальянского происхождения. Так в Древнем Риме называли чрезвычайное должностное лицо, назначавшееся решением сената (максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной угрозе и т.д.), при необходимости передать власть в руки одного лица.
Почти таким же образом 16 ноября 2011 года на политическом небосклоне Италии образовалось новое созвездие – «правительство Марио Монти», 63-е по счету за послевоенную историю Италии, и состоящее из технократов, далеких от политики. Кабинет был сформирован в рекордные сроки, и на него была возложена трудная задача вывести страну из острейшего кризиса. Комплектуя свою команду, премьер-министр заявил, что отсутствие в правительстве профессиональных политиков скорее поможет, чем помешает вернуть доверие инвесторов к стране, чей госдолг составляет почти 120% от ее ВВП или 1 трлн 900 млрд евро.
По данным опроса итальянского телеканала Sky TG 24, доверие итальянцев политике правительства Монти слабеет с каждым днем. Без энтузиазма встретили жители Италии пакет антикризисных мер, предлагающий возвращение отмененного предыдущим правительством Берлускони налога на жилье, что должно принести казне до 10 млрд евро, повышение НДС на 2%, введение налога на роскошь, пенсионную реформу, повышающую возраст выхода на пенсию, и ужесточение борьбы с уклонениями от уплаты налогов. Многие опасаются, что столь жесткие меры экономии парализуют деловую жизнь в стране и спровоцируют социальный взрыв.
Кризис экономический или политический?
Экономика Италии – одна из самых крупных по объему, седьмая в мире по номинальному валовому внутреннему продукту (ВВП) и десятая по паритету покупательской способности. Италия классифицирована как индустриальная страна, хотя некоторые характеристики отличают ее от других стран «Большой восьмерки», Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Итальянская индустрия держится на предприятиях мелкого и среднего бизнеса, в то время как крупных предприятий в стране относительно немного. Из примерно 4,5 миллионов предприятий 99,9% – малого и среднего бизнеса, из которых, в свою очередь, 95% представляют собой фирмы, в которых менее 10 сотрудников (микропредприятия). Более крупные компании (от 50 до 249 работников) составляют всего лишь 0,5% от общего количества итальянских предприятий.
Промышленность Италии в целом страдает от конкуренции со стороны развивающихся экономик – прежде всего Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Таиланд) – благодаря низкой стоимости их рабочей силы. На это итальянские предприниматели реагируют, частично перемещая бизнес в развивающиеся страны и делая упор на продукцию высокого качества. Плюс ко всему, сильные конкуренты – это предприятия Hi-tech, не слишком представленные в Италии, высокие налоги и раздробленность фирм на мелкие и средние, которые почти не занимаются новыми разработками, а также недостаточность инфраструктуры и бюрократия, не способствующие конкурентоспособности итальянских предприятий среднего и мелкого бизнеса. Вдобавок к этому «букету», итальянское правительство, в обмен на предоставленные кредиты, разрешило гражданам Китая развивать малый бизнес, открывая на территории Италии свои магазины и фабрики. Китайцы прочно поселились на Апеннинах, штампуют изделия далеко не идеального качества, но уже с лэйблом «Made in Italy», и ничего с этим не поделаешь – товары действительно сделаны в Италии. Итальянцы скрипят зубами – страдает репутация итальянского производства в целом. В то время как исконно итальянская экономическая система «трещит по швам». Торможению роста способствуют снова возросшее (куда уж еще больше?) налоговое давление, огромный государственный долг и негибкость рынка труда (например, уволить нерадивого работника по итальянским законам очень сложно).
Кто платит налоги?
Налоговая система в Италии достаточно громоздкая. Дело в том, что когда ее реформировали, то постарались учесть все возможные ходы и лазейки, которыми могут воспользоваться предприимчивые итальянцы, чтобы снизить налоговое бремя. К первоначальному своду налоговых законов было принято немало поправок, дополнений, пояснений.
В результате, чтобы помешать согражданам заниматься «национальным видом спорта» – уходом от налогов, чиновники создали столь запутанную систему, что понять ее могут зачастую только налоговые консультанты. Эта профессия в Италии по понятным причинам популярна и прибыльна – налоговая декларация содержит не один десяток листов и требует для заполнения несколько часов. Многие, отчаявшись в ней разобраться, обращаются к консультанту. Популярность их услуг такова, что только доход частнопрактикующих врачей превосходит доход, получаемый налоговыми консультантами. Чтобы работать по этой специальности, нужно окончить экономический вуз и сдать экзамен на профпригодность.
Несмотря на нелюбовь к налогам, все фирмы так или иначе вынуждены делиться с государством. Они платят несколько основных налогов.
Налог на добавленную стоимость (I.V.A.) – имеет три ставки: 4%, 10% и 21%. Максимальная ставка принята для дорогих товаров (ювелирных изделий из золота и платины, автомашин, аудио- и видеотехники). На отдельные продовольственные товары (свежее молоко, сливочное и оливковое масло, сыры, муку и т.д.), а также на печатную продукцию и издательские услуги НДС составляет 4%. А вот мясо, рыбу облагают налогом в размере 10%.
Корпоративный налог (IRES) фирмы платят с прибыли. Налог может быть уменьшен на сумму затрат, которые прописаны в законе. Это, например, расходы на заработную плату, приобретение нового оборудования и технологий, поиск новых рынков сбыта и т.д. И хотя ставка этого налога довольно высока – 27,5%, из-за всех вычетов сумма, приходящаяся на IRES, оказывается совсем небольшой. Платят налог обычно в 2-3 выплаты, в зависимости от сектора.
Еще один налог – налог на прибыль (IRAP), его ставка доходит до 4,82%. Его снимают с прибыли, без вычета зарплаты, вознаграждений работникам и прочих выплат физическим лицам.
В Италии, как и во многих других странах, есть налог на доходы физических лиц – индивидуальный подоходный налог (IRPEF). Его рассчитывают по регрессивной шкале: чем выше доход, тем больше налог. Ставка варьируется от 23 до 45%. Самые большие поступления в итальянский бюджет дает именно подоходный налог, а также НДС. В сумме они составляют более 50% всех налоговых поступлений.
Среднестатистическая итальянская фирма отдает государству примерно половину выручки. Лишь первые три года работы компании пользуются налоговыми льготами, позволяющими встать на ноги. А дальше фирмы руководствуются национальной поговоркой: государство существует для того, чтобы его обманывать.
Кризис глазами предпринимателей
Кризис. Сейчас с этим словом знакомы даже дети. А есть ли он на самом деле? Попробовав разузнать, как его ощущают на себе итальянские предприниматели, мы опросили несколько из них, работающих в разных секторах экономики.
Анжело Тадио, владелец пиццерии на 50 мест в одном из оживленных районов Флоренции, с персоналом в 12 человек.
Он считает, что лично для его заведения, которое существует уже 15 лет, ничего страшного не произошло. Оно всегда заполнено посетителями, из которых примерно 40% это туристы и 60% – постоянные клиенты. Единственно, что если еще пару лет назад для того чтобы попасть в его пиццерию, у дверей устраивалась очередь из 10-20 человек, которая терпеливо ждала освободившийся столик, а он был вынужден или отказывать сразу же, или предлагать ждать неопределенное время, то теперь такой очереди нет. «Если раньше почти каждая итальянская семья выходила поужинать вне дома раза 2-3 в неделю, то теперь она это может себе позволить всего 3-4 раза в месяц!»
Антонио Мадео, владелец чешско-итальянского агентства недвижимости, специализирующегося на сдаче в аренду жилья на короткий срок, с постоянным персоналом в 7 человек во Флоренции, и по краткосрочному найму по 2-3 человека в Праге и Риме.
На рынке уже 6 лет, и с каждым годом его доход потихоньку уменьшается. Полагает, что в Италии уже лет 10 очень серьезный кризис: «Закрываются многие фирмы, люди боятся вкладывать деньги во что бы то ни было, переносят свои офисы в страны без налогового пресса, например, в страны бывшего соцлагеря – туда, где дают все шансы на развитие предпринимательства. Государство должно найти решение! Если заводы и фабрики закрываются – кто будет платить налоги, чтобы выплатить и госдолг в том числе?! Экономика блокирована! Я даже не знаю, выберемся ли мы из этой ситуации, но фискальный режим надо однозначно менять! Невозможно 55% заработанного отдавать в казну».
Марио Гало, владелец молодежного хостела на 100 мест в центре Рима со штатом в 14 человек.
На рынке 18 лет. Уже 1,5-2 года ощущает следствия кризиса – студенты (его основные клиенты), не находя никаких заработков, сейчас не имеют возможности и путешествовать (а про испанских клиентов у него уже совсем забыли); клиентура хостела «взрослеет» и трансформируется из молодежной в семейную. Кроме того, пришлось снизить цены (в унисон с остальными отелями) и сократить количество и качество услуг. Сейчас его заработок даже в самый высокий сезон ниже на 15-20%, чем в предыдущие годы. Думает, что все встанет на свои места, как только снова начнется циркуляция денег.
Франческо Доннаруммо, предприниматель из Флоренции. Владелец дискотеки и летнего кафе, член кооператива в сфере услуг.
По его мнению, кризис в Италии начался сразу же с переходом на евро – то есть в 2004 году. Обмен лир на евро произошел в соотношении 2000 лир = 1 евро, цены на недвижимость (да и все остальное тоже) сразу же увеличились ровно в два раза, а зарплаты остались на прежнем уровне. Первым пострадал сектор развлечений, дискотеку на 400 человек в 2007 году пришлось закрыть – люди просто перестали посещать ночные клубы, хотя прежде зал бывал полным даже по понедельникам. Летние кафе тоже переживают далеко не сладкий период – посетителей мало, а аренду, налоги и заработные платы приходится выплачивать вне зависимости от заполняемости. Его кафе на 100 персон находится на берегу реки Арно, но не в историческом центре, а сейчас основные клиенты заведений общепита это, как ни крути – туристы, которые в основном топчутся в районе центра. На сегодняшний день недостаточно заниматься одним видом деятельности, да если, к тому же, это еще слишком сложно и накладно. Кооперативы сейчас становятся очень популярными в Италии – меньше бюрократических проволочек и минимум налогов. Его коопертив родился и успешно развивается, как ни странно, благодаря кризису и, как следствие, популяризации компаний и услуг «low cost». Фирма осуществляет доставку пассажиров автобусами из Флоренции в Пизу и ассистирует авиакомпании «Ryanair», известной своими демпинговыми ценами на авиаперевозки. Итальянцы все чаще и чаще отказываются от качества и престижа в пользу цены. К тому же, Италия третья страна в мире, после Турции и Норвегии, с самыми высокими ценами на бензин, и поэтому все больше и больше итальянцев пользуются услугами общественного транспорта, оставляя свои машины в гаражах, а то и вовсе избавляясь от них.
Рокко Далессандри, владелец семейного ювелирного магазина на юге Италии.
Он считает, что на рынке золотых изделий сильнейший кризис, который, правда, не коснулся сферы люксовых украшений – их как покупали и заказывали прежде, так и продолжают это делать по сей день в тех же объемах. А его магазин, который продавал не слишком дорогие изделия и успешно функционировал на рынке 22 года, в этом году пришлось закрыть. И это несмотря на то, что в Италии традиция дарить золотые украшения на все основные торжества была всегда! Золото, как сырье, за последние 2-3 года выросло в цене почти в 3 раза, и многие ювелирные фабрики сменили «ориентацию» – начали работать с серебром, сталью и другими металлами.
Микеле Дезио, владелец крупной фирмы по строительству автодорог, тоннелей, мостов, дамб с головным офисом в Молитерно (регион Базиликата).
На рынке уже больше 50 лет, и если раньше постоянный штат сотрудников состоял из 90-100 человек, не считая сезонных, то на сегодняшний день он вынужден был сократить персонал до 25 человек, так как государство (его основной заказчик) больше не то что не выделяет денег для развития инфраструктуры, но еще даже не оплатило работы 2-3-летней давности! (В Италии государство платит за работы по тендерам в течение 3 месяцев после сдачи объекта). Он уверен, что этот закон необходимо менять, даже в условиях тотального кризиса, так как нет циркуляции средств. По его мнению, виновники кризиса – итальянские политики, которые получают огромную зарплату, ничего не делая для страны! «Положение начнет меняться только тогда, когда полностью изменится политическая прослойка общества, начиная с самого маленького областного чиновника и заканчивая президентом республики. Но для этих изменений необходимо мужество, которого у итальянцев на данный момент нет, то есть выходов два – тотальная революция или приход к власти диктатора!» – говорит он.