Пройдет сезон, и цены повысятся

Если сезонное удешевление цен на продукты питания вызвано ростом конкуренции, то оно должно продлиться и в дальнейшем. Однако...

Если сезонное удешевление цен на продукты питания вызвано ростом конкуренции, то оно должно продлиться и в дальнейшем. Однако поверить в это сегодня могут лишь отчаянные оптимисты.

В Алматы в июне текущего года цены на продукты снизились на 0,2% по сравнению с маем. Самое большое снижение показали цены на свежие овощи, которые стали дешевле на 5,9%. В частности, отмечено понижение цен на огурцы и помидоры – по 20%, капусту белокочанную – на 7,2%, лук репчатый – на 2,2%, сообщили в пресс-службе акима мегаполиса.

По информации акимата, за счет снижения цен на гречневую крупу на 6,4%, крупу перловую и пшено – по 1,6% и на манную крупу – 0,9% цены на крупы в целом снизились на 5,1%, при этом цены на рис остались без изменения.

Также подешевело масло животное и подсолнечное – на 4% и 0,2%, соответственно. Результатом снижения цен на данные продукты является удешевление масла и жиров на 1,6%. Кроме того, наблюдалось снижение цен на сахар – на 2,3%, уточнили в пресс-службе.

«Емкость продовольственного рынка в Алматы составляет $2 млрд в год. По мнению специалистов, снижение цен является следствием повысившейся конкуренции на рынке продовольственных товаров», – отметили в акимате.

Где-то убыло, где-то прибыло…

Мы, потребители, не привыкли к снижению цен. Если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Так, по данным Агентства РК по статистике, цены на мясо в Казахстане по сравнению с прошлым годом выросли на четверть.

«Рост цен на мясо в июне 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года сследующий: говядина стала дороже на 26,3%, баранина – на 22,5%, конина – на 21,6%, свинина – на 18,3%, колбасы, изделия из мяса – на 9,9%. В целом за названный период цены на продовольственные товары повысились на 3,6%», – констатирует агентство.

Согласно статистическим данным, прирост цен на некоторые продукты замедлился. Цены на хлеб выросли всего на 1,4%, алкогольные напитки поднялись в цене на 4,5%. Молочные продукты, булочные и мучные изделия подорожали в среднем на 5%. Рыба и морепродукты выросли в цене на 5,3%, кофе, чай и какао – на 5,4%. Кондитерские изделия по сравнению с прошлым годом стали дороже на 6,6%.

Вместе с тем, по данным пресс-службы акимата Алматы, в июне текущего года отмечено повышение цен на непродовольственные товары и платные услуги. В частности, отмечалось повышение цен на строительные материалы – на 1%. Также подорожали текстильные изделия – на 0,5%, мебель – на 0,4%, одежда и обувь – на 0,3%. Рост цен на платные услуги составил 0,3%.

Так что снижение цен наблюдается только на отдельные продукты питания. А рост цен на мясо и мясопродукты, хлеб и мучные изделия, рыбу и морепродукты и другое в полной мере компенсирует снижение цен, которое зафиксировали в алматинском акимате.

Однако однозначно утверждать, что цены понизились благодаря конкуренции, сложно. То, что в июне цены на свежие овощи понизились, вполне можно объяснить сезонными колебаниями.

«Обычно к лету цены на крупы слегка поднимаются, поскольку заканчивается сезон, и их становится меньше. Но в этот раз все оказалось наоборот, поэтому производители потихоньку опускают цены, чтобы распродать свои запасы», – заметил Николай Верницкий, директор консалтинговой компании «ПроАгро».

По словам эксперта плодоовощного рынка Украинского клуба аграрного бизнеса Игоря Стрелюка, в июне цена «старых» овощей существенно не меняется, разве что немного дорожает более качественный товар. «Так что в данном случае мы видим скорее политику магазина: снижаются цены на то, что похуже, и повышаются – на то, что получше. И не исключено, что через неделю цены вернутся на прежний уровень», – отметил Игорь Стрелюк.

Если проецировать эти комментарии на Казахстан, то снижение цен на овощи и крупы нужно отслеживать и в дальнейшем. Будут цены снижаться и впредь, значит, акимат Алматы прав, считая, что это следствие конкурентной борьбы. Вернутся цены на свой прежний уровень, значит, это лишь временное явление, характерное рынку Алматы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤