К вашим услугам, сэр!
В Казахстане все еще не хватает торговых площадей Уже не один год эксперты говорят о том, что спрос на аренду торговых площа...В Казахстане все еще не хватает торговых площадей
Уже не один год эксперты говорят о том, что спрос на аренду торговых площадей в крупных городах Казахстана превышает предложение. Судя по текущей ситуации, 2012 год не станет исключением. Одним из самых динамично развивающихся секторов на рынке торговой недвижимости, безусловно, являются торговые центры.
«Практически каждый торговый центр, который открывается в Казахстане, набирает себе арендаторов», – утверждает Анна Пацюк, директор группы консалтинговых компаний «РОЗНИЦА».
Это подтверждают и сами представители торговых центров. К примеру, на данный момент по всей сети MEGA, а именно в Алматы, Астане, Шымкенте и Актобе – 100%-ная заполняемость. «Нами постоянно проводится качественная ротация и пополняется состав международных брендов. ТЦ сети MEGA вызывают заинтересованность все большего количества международных игроков, увеличился спрос со стороны российских, турецких, арабских и украинских компаний. Для примера могу сказать, что лист ожидания в MEGA составляет 300%, в связи с этим мы приняли решение строить MEGA-2 и MEGA-3 и расширять существующие проекты MEGA Shymkent и MEGA Aktobe», – говорит Зарина Самигуллина, директор департамента аренды по сети MEGA.
«Торговые центры востребованы, хотя бы потому, что они обладают синергетическим эффектом и привлекают достаточно большое количество покупателей. Стрит-ритейл, так называемые одиночные магазины на улице, обладают меньшей проходимостью. Для удобства покупателей в торговых центрах решается ряд моментов, таких как специализированная парковка, удобство географического расположения», – поясняет г-жа Пацюк.
И эксперты, и игроки рынка едины во мнении, что в Казахстане пока недостаточно подобной качественной недвижимости. «Если проводить параллель между Алматы, Астаной и остальными городами республики, то Казахстан не насыщен торговыми площадями. Есть достаточно большое количество мест на рынке торговли, где однозначно можно открывать торговые центры», – утверждает г-жа Пацюк.
Г-жа Самигуллина согласна с тем, что потенциал у алматинского рынка торговли еще действительно есть. «В Астане, конечно, чувствуется небольшое перенасыщение в количестве торговых центров, хотя не все из них могут конкурировать по уровню качества, концепции, tenant mix (подбор и формирование пула арендаторов в рамках создания концепции торгового центра – прим. ред.) и т.д., однако ситуация будет откорректирована с приходом все увеличивающегося количества международных брендов и роста доходов населения», – говорит она.
К примеру, согласно данным АО «Центр развития торговой политики», Алматы более чем другие города обеспечен торговыми площадями: на 1000 жителей 456 кв. м, в Астане – 389 кв. м, в Северо-Казахстанской области – 292 кв. м, хуже обстановка в Алматинской области – 70 кв. м и в Южно-Казахстанской области – 69 кв. м.
ТРЦ в своем развитии также не стоят на месте. Они укрупняются, стараются создавать формат не только для покупок, но и для развлечения и отдыха. Центры активно занимаются подбором арендаторов, чтобы создавать разноплановые зоны внимания для клиентов. «Очень важно, чтобы человек мог прийти не только за какой-то одной вещью, но и за целым набором товаров», – считает Анна Пацюк.
Специалисты уверены, что сейчас уже недостаточно просто возвести «коробку», разбить площади на бутики и ждать, когда ваши инвестиции начнут окупаться. «Поэтому современные тенденции на рынке торговых центров таковы: правильно подобранная концепция, упор на успешные мировые бренды – tenant mix, развлекательная составляющая, атмосфера, безопасность, комфортный паркинг, менеджмент, маркетинг, клиниг и т.д.», – полагает г-жа Самигуллина.
Одновременно с этим эксперты отсылают нас к вопросу качества предоставляемых современными казахстанскими ТРЦ услуг. Клиент, приходя в торгово-развлекательный центр, ожидает не только качественного товара, но и достойного сервиса. «Редко какие торговые центры заботятся о качестве обслуживания в своих магазинах. Чаще всего они заботятся о потоке покупателей и о том, каких арендаторов взять. Якорные арендаторы не всегда следят за качеством обслуживания. Не важно, это международная розничная сеть или один маленький магазин, обслуживание должно быть на одинаково высоком уровне», – поясняет г-жа Пацюк. Но у клиента, испытавшего дискомфорт из-за качества обслуживания, возникает негатив, который касается не только самой точки, но и торгового центра в целом. Здесь очень важно понимать, что необходимы стандарты обслуживания, адаптированные для каждого магазина в отдельности. И эти стандарты нужно постоянно контролировать.