Как не допустить затягивания долговой петли
Сенатор Гани Касымов упрекнул правительство и Нацбанк в том, что у каждого казахстанца в РК внешний долг составил $7 тыс. Долг...
Сенатор Гани Касымов упрекнул правительство и Нацбанк в том, что у каждого казахстанца в РК внешний долг составил $7 тыс. Долговая петля, по его словам, затягивается на фоне бесхозяйственности и нерационального расходования средств бюджета и Национального фонда.
Как заметил сенатор, в отчетном 2011 году в Казахстане родились 372 тыс. детишек. «На них, на каждого, на весь народ, включая сидящих в этом зале, правительство вместе с Национальным банком повесило по $7 тыс. внешних долгов, имея в виду консолидированный долг республики, превышающий $120 млрд», – заявил он 22 июня на совместном заседании палат парламента. Он подчеркнул, что в Казахстане есть «слабенький плюс – это золотовалютный запас и средства Национального фонда, не превышающие $80 млрд». «Разрыв между этими цифрами – $40 млрд – это не оценка, это приговор деятельности и правительства, и Национального банка», – заявил сенатор.
При этом он отметил, что недоимки и недоосвоение выделенных средств, а это свыше 500 млрд тенге за минувший год, в полтора раза превышают годовой бюджет 2000 года (тогда годовой бюджет составлял 280 млрд тенге).
Он заявил, что в бюджетной сфере республики «сейчас полный беспредел бесхозяйственности и, самое главное, отсутствие государственной дисциплины, а также бесконтрольность правительства за использованием народных средств».
Как потери бюджета он охарактеризовал различия между Россией и Казахстаном в экспортной таможенной пошлине за одну тонну нефти: $400 у соседей и $40 – у нас.
Он также отметил недостатки в работе Таможенного комитета, затронул вопрос финансирования коммерческих банков, предложил правительству и Национальному банку принять программу по сокращению консолидированного долга Республики Казахстан и дополнительным мерам по увеличению законных поступлений в бюджет.
Долг растет семимильными шагами
Справедливости ради следует сказать, что динамика роста валового внешнего долга вызывает большие опасения.
Так, по данным Национального банка РК, по итогам 2011 года валовой внешний долг Казахстана составлял $15,157 млрд, 2002 года – $18,251 млрд, 2003 года – $22,92 млрд, 2004 года – $32,713 млрд, 2005 года – $43,428 млрд, 2006 года – $74,014 млрд, 2007 года – $96,893 млрд, 2008 года – $107,933 млрд, 2009 года – $112,867 млрд, 2010 года – $118,225 млрд, 2011 года – $123,848 млрд, за отчетный период 2012 года – $129,294 млрд. Валовой внешний долг рос плавно и без скачков до 2005 года. Начиная с 2006 года, он вырос сразу почти вдвое и продолжал плавный рост до настоящего времени.
В том числе государственный и гарантированный государством внешний долг за отчетный период вырос с $3,8 млрд в 2001 году до $5,66 млрд в 2012 году. Вместе с тем внешний долг, не гарантированный государством, вырос с $11,357 млрд в 2001 году до $123,634 млрд в 2012 году. Если проценты по государственному и гарантированному государством внешнему долгу на 2012 год составили $4,4 млрд, то по внешнему долгу, не гарантированному государством – $95,6 млрд.
По всему видно, что внешний долг в основном растет за счет активов, не гарантированных государством. То, что долг растет, очевидно. Пока сенатор Касымов оперировал долгом в $120 млрд по итогам 2011 года, за пять месяцев 2012 года он вырос более чем на $3 млрд.
Меры должны быть четкими и ясными
Понятно, что государство не будет стоять в стороне и попытается как-то воздействовать на динамику роста валового внешнего долга.
Так, например, министр финансов Болат Жамишев предлагал жестко контролировать внешний долг со стороны фонда «Самрук-Казына». В частности, запретить брать взаймы на стороне нацкомпаниям, не входящим в фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и Банк развития Казахстана.
По большому счету, если динамика роста внешних заимствований останется без изменений, то Казахстан может повторить опыт многострадальной Греции, которая без зазрения совести перебирала денег, перебиваясь миллиардами на стороне. Правда, на Грецию наезжает Европейский союз, грозя санкциями. Казахстан от этой напасти избавлен. Однако санкции, которыми карают злостных должников, общеизвестны. Они сродни взаимоотношениям монополиста с потребителем: не заплатил – отрезали. А то и вовсе отобрали собственность, продав последнюю с торгов.
Во время кризиса государство уже использовало еще один эффективный метод: брало деньги из Нацфонда и размещало под низкий процент в банках второго уровня (БВУ). Именно благодаря этой практике многие небольшие и средние компании потеряли интерес к внешним заимствованиям. Однако это не помешало госкомпаниям кредитоваться за рубежом.
Государство должно минимизировать внешние заимствования нацкомпаний, разместить часть средств Нацфонда в БВУ под низкие проценты для финансирования госкомпаний и наладить жесткий контроль над тем, чтобы средства возвращались в бюджет. Без последнего, то есть четкого и ясного администрирования со стороны государства, внешний долг будет только расти.