Пересесть на Lada и посигналить
Рост продаж новых автомобилей на казахстанском рынке свидетельствует о том, что отечественный рынок повторяет путь российского...
Рост продаж новых автомобилей на казахстанском рынке свидетельствует о том, что отечественный рынок повторяет путь российского: в условиях высоких таможенных пошлин казахстанцы постепенно пересаживаются на автомашины российского производства.
Продажи легковых автомобилей в Казахстане, по данным консалтинговой компании «Qncepto», в мае увеличились на 140,8% и составили 7372 единицы. Как отмечают эксперты, май 2012 года стал двадцать пятым месяцем непрерывного роста казахстанского авторынка. Основными драйверами майского роста выступили марки Lada (обеспечившая 43% рыночной динамики), Hyundai (14,5% прироста), а также Toyota и Kia – вклад этих марок в рост рынка превысил 6%. По итогам пяти месяцев 2012 года авторынок Казахстана вырос в 2,5 раза, составив 27612 легковых машин.
Тройка самых продаваемых брендов не меняется с начала года, однако наиболее успешная марка Lada в мае значительно увеличила свой отрыв от соперников. В прошлом месяце ей отдали предпочтение 2718 казахстанцев. Таким образом, продажи автомобилей Lada российской и усть-каменогорской сборки выросли в 3,1 раза, и от конкурентов марку отделяет более чем трехкратный отрыв. На втором месте по объему продаж идет Hyundai, которая благодаря высокому спросу на модель Accent российского производства смогла увеличить реализацию в 4,7 раза – до 797 автомобилей. Третье место занимает Toyota с показателем 698 проданных машин – на 62,7% больше, чем годом ранее. Четвертый результат показала UZ-Daewoo – 625 автомобилей (+54,7%). Замыкает «пятерку» лидеров на этот раз Kia, вдвое увеличившая продажи – до 505 машин.
Не только общее, но и различия
Между структурой роста российского и казахстанского авторынков есть не только общие тенденции, но и некоторые различия.
Так, по оценкам экспертов, оба рынка показывают рост в течение последних 25 месяцев. То есть рост на рынках начался с июня 2010 года. Как раз в это время закончился льготный период, когда казахстанские и белорусские дилеры могли на льготных условиях ввозить в Казахстан и Беларусь автомобили, произведенные вне Таможенного союза.
Но на этом общие тенденции на рынках не заканчиваются. Казахстанский рынок в основном растет за счет увеличения продаж российских автомашин: каждая четвертая машина носит марку Lada. Приоритет этой марки на российском рынке также очевиден: в мае 2012 года было продано 46,21 тыс. автомобилей марки Lada. Если взять данные по продажам новых машин в мае, а это 260,944 тыс. автомобилей, то в общем объеме продаж каждой пятой машиной стала Lada.
Правда, на этом общие тенденции заканчиваются, и начинаются различия. Тогда как доля российских автомобилей в общем объеме продаж на казахстанском рынке растет, и пока не видно трендов на снижение, то на российском рынке ощущается временный рост продаж иномарок российского производства. На фоне постоянно растущего рынка продажи Lada снижаются. В мае компания потеряла 11%, а по итогам с начала 2012 года уже 13%. При этом продажи модели Priora в мае снизились на 22%, a Samara «упала» на 45% (про заднеприводную «классику» можно уже не говорить – модель снята с производства). А вот на второе место в мае вырвалась Chevrolet с результатом 19,36 тыс. проданных машин. Хотя по итогам первых пяти месяцев 2012 года эта компания идет на третьем месте, уступая Renault (в мае французам досталась бронза). На четвертом месте оказалась Kia (17,075 тыс. машин), которая сумела опередить своего главного соперника Hyundai. Причем не только по продажам в мае, но и по итогам с начала года.
Но в среднесрочной перспективе российский рынок снова вернется к приоритету российских машин. Если говорить про конкретные модели, то в мае самой популярной была Lada Kalina, продажи которой увеличились на 2% и достигли отметки 13,2 тыс. машин. На второе место вышел Hyundai Solaris (10,454 тыс. штук), который смог опередить Lada Priora (10,182 тыс. машин). Правда, честь Волжского автозавода неплохо отстаивает Lada Granta – в мае было продано 9,86 тыс. этих седанов, причем спрос на них очень высок. Так что не исключено, что к концу года именно Granta будет возглавлять хит-парад продаж.
Падение может оказаться критическим, если…
Причем тенденция по снижению продаж российских автомобилей может перенестись и на казахстанский рынок. Эксперты объясняют эту негативную тенденцию на растущем рынке рядом причин. Одна из главных – свертывание программы утилизации старых автомобилей – возможно, самая эффективная мера господдержки покупателей отечественных машин в условиях кризиса. Другая причина – опережающее повышение цен на продукцию российского автозавода. По сведениям «Автостата», средневзвешенная цена иномарок на российском рынке в 2011 году поднялась на 9,9%, а отечественных автомобилей – на 12-18%. С 30 января 2012 года отпускные цены АвтоВАЗа вновь повысились – в среднем на 2,4%.
Генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин считает, что российский бренд продолжает падение «из-за высокой базы прошлого года, обеспеченной государственными программами стимулирования продаж, и дефицита Lada Granta».
В отличие от российского рынка, быстрый рост продаж российских машин у нас обусловлен тем, что рынок еще до начала функционирования Таможенного союза был просто забит иномарками, а закупленные за 25 месяцев по льготной растаможке иномарки еще не успели «состариться». То есть рост продаж российских машин обусловлен административными мерами (ростом таможенных пошлин), а не высоким спросом на российские машины.
С другой стороны, вступление Казахстана в ВТО также может способствовать резкому снижению продаж российских машин.
Падение продаж российских машин на казахстанском рынке может оказаться критическим, если таможенные пошлины будут снижены сразу по факту вступления Казахстана в ВТО. Однако, судя по сигналам из России, играющей в Таможенном союзе ключевую роль, этого не произойдет. Еще в бытность премьер-министром России, Владимир Путин в Тольятти на совещании о развитии автомобильной отрасли в условиях вступления страны в ВТО говорил о том, что снижение импортных пошлин на автомобильную технику будет растянуто на несколько лет.
Если период снижения пошлин в рамках ВТО будет растянут, то через 2-3 года, когда ввезенные по льготным пошлинам автомашины нужно будет менять, многим казахстанцам придется покупать продукцию АвтоВАЗа. В любом случае перспектива незавидная.