«Разглаженное» потребление

Казахстанцы предпочитают утюги компьютерам Представительство компании «Philips Electronics Representative Offices B.V.» было отк...

Казахстанцы предпочитают утюги компьютерам

Представительство компании «Philips Electronics Representative Offices B.V.» было открыто в Республике Казахстан в 1994 году. За это время компании удалось изучить предпочтения казахстанских потребителей и выстроить собственную модель поведения на рынке. Как отмечают в компании, несмотря на высокую доходность отечественного рынка, он еще недостаточно развит, и высок его потенциал роста. Кроме этого, Елена Никиточкина, руководитель отдела потребительской электроники Philips в Казахстане, в интервью «Капитал.kz» рассказала в чем повезло казахстанским потребителям больше европейских и когда техника станет разговаривать с нами.

– Насколько, по Вашей оценке, развит рынок потребительской электроники?

– Структура казахстанского рынка достаточно сильно отличается от рынка как Восточной Европы, так России и Украины. В Казахстане совершенно разные доли той или иной техники по сравнению с другими странами. Если в Европе доминирующая доля принадлежит IT, то в Казахстане сегмент ТВ и аудио,.видеотехники практически равен IT и телекому, и по сравнению с Россией и Украиной велика часть крупной бытовой техники С одной стороны, это связано с тем, что сначала мы стремимся обновить в доме крупные бытовые приборы, а с другой стороны, большинство компаний, работающих в данном сегменте, в своих рекламных кампаниях упор делают именно на телевизоры.

Если говорить о малой бытовой технике, то в целом доля этой категории намного меньше, чем в России и Украине, и значительно отличается по своей структуре. Огромную долю занимают пылесосы и чайники, а также, несмотря на высокий уровень проникновения в домохозяйства утюгов (до 75% паровых и 25% без пара), часть данной группы товаров на рынке очень велика. При этом прирост по данной группе товаров ежегодно стабилен. В то же время объем продаваемых блендеров на редкость мал, возможно, это связано с традиционной культурой приготовления пищи.

То есть пока еще в РК люди не покупают такое количество бытовых приборов для домашнего быта, как это делают в Европе. И если в странах Европы уже происходит обмен тех товаров, которые были куплены лет семь-восемь назад, то в Казахстане пока мы можем говорить только о замене очень старых приборов или первичных покупках.

Но при этом я бы не назвала это отставанием рынка, так как казахстанские потребители имеют возможность сразу приобрести более современные и совершенные товары.

В целом, ежегодно Казахстан демонстрирует рост рынка на уровне 30-35%. При этом если в России и Украине бум мелкой бытовой техники прошел в докризисный период, то в Казахстане он еще и не начался.

– Сколько в денежном эквиваленте составляет казахстанский рынок на данный момент?

– Если говорить о рынке всей техники, то в прошлом году он составил, по нашим оценкам, около $1,8 млрд, при этом, я считаю, что в этом году рынок продолжит демонстрировать значительный рост, сопровождающийся также некоторым снижением цены, и достигнет не менее $2 млрд.

Малая бытовая техника в этом показателе составляет около 6%.

– А какой процент от этого показателя приходится на компанию Philips?

– В силу того, что не по всем группам товаров доступна информация, предоставляемая компаниями по исследованию рынка, я могу сказать только о некоторых из товарных групп. Так, по ряду товаров мелкой бытовой техники наша компания является лидером рынка, в частности: на рынке утюгов доля компании Philips составляет более 30%, более 40% бритв и эпиляторов, продаваемых в РК, приходится на Philips, ручных блендеров – 25% и др.

Очень большая категория на рынке – это пылесосы, и если в предыдущие годы мы достаточно слабо были представлены в ней, то в этом году ситуация должна измениться кардинально. Если говорить в целом о бытовой технике, то мы оцениваем долю Philips на казахстанском рынке на уровне 16-17%.

– Насколько разнятся цены на продукцию Philips в Казахстане, России, Украине?

– В России и Казахстане практически одинаковые цены, но значительно отличаются от Украины. Это связано с несколькими факторами: прежде всего, логистикой и уровнем жизни и заработной платы, которые в среднем ниже казахстанских.

– Как Вы оцениваете казахстанский рынок с точки зрения конкуренции?

– Рынок достаточно конкурентен, но марок представлено на рынке несколько меньше, чем в России и Украине. В то же время пока компании в РК значительно меньше тратят на маркетинг и рекламу. Возможно, это связано с тем, что рынок в Казахстане демонстрирует высокий естественный прирост. Рынок все еще позволяет при относительно небольших вложениях получать высокую эффективность. Для того чтобы изменить компании долю рынка на 1-2%, в России необходимы колоссальные затраты, тогда как в Казахстане для этого требуются меньшие вложения. В то же время и медиапространство не такое широкое, как у северного соседа, и информация быстрее достигает потребителя. Цены на рекламу, как и на все остальное, в Казахстане не дешевы, но эффективность вложенных средств весьма высока.

– В чем состоит маркетинговая стратегия Philips в нашей стране?

– Наша задача – расти быстрее рынка. В этом году мы будем очень активны в коммуникации с нашим потребителем. Мы хотим подстегнуть бум мелкой бытовой техники в республике, то есть воспользоваться сложившейся ситуацией и занять рынок там, где еще не выступили наши конкуренты.

– Какие новые категории товаров в ближайшее время Philips планирует вывести на казахстанский рынок?

– Во-первых, это мульти и скороварки, рынок которых пока только начинает формироваться.

Также в ушедшем месяце мы начали продажи на территории Казахстана вертикальных отпаривателей,очень полезного дополнения к утюгам, незаменимая вещь для ухода за одеждой из деликатных тканей.
 
– Практикует ли компания Philips создание собственных монобрендовых магазинов?

– Нет. Насколько я знаю, в нескольких странах достаточно давно были такие магазины, , но при этом они не принадлежали Philips,.

Как показывает практика, современный покупательхочет иметь выбор, ведь очень мало людей имеют четкую приверженность к какому-либо бренду. Как правило, более 70% решений о покупке принимаются в магазине, непосредственно у полки. А значит, монобрендовые магазины мало востребованы и малоэффективны.

– А если заглянуть в будущее, какие именно разработки будут в скором времени превалировать в нашем доме?

– Наше ближайшее будущее – это «умная» бытовая техника, которая будет «разговаривать» между собой, а точнее связываться друг с другом и с пользователем посредством интернета.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤