Кому нужен автохлам?
Чтобы резко снизить загазованность крупных городов, Казахстан должен разработать программу утилизации старых автомобилей. В прот...Чтобы резко снизить загазованность крупных городов, Казахстан должен разработать программу утилизации старых автомобилей. В противном случае, совсем скоро нам будет нечем дышать.
Eсли Казахстан не хочет быть рынком для подержанных авто, то должен последовать примеру Китая. Там власти вернули программу финансового возмещения за автохлам. В последние месяцы спрос на автомобили в Поднебесной резко сократился: за период с января по апрель 2012 года объем продаж снизился на 1,3%.
По данным Китайской ассоциации производителей автомобилей, более значительный темп падения отмечался только один раз: в 1998 году он составил 1,6%. Власти надеются, что программа государственного финансирования окажется не менее эффективной, чем в прошлый раз.
В настоящее время детали программы неизвестны: она еще не полностью согласована. По неподтвержденным данным, власти могут выделить на ее реализацию до $315 млрд. В 2009 году благодаря аналогичной программе, призванной решить проблему низкого спроса на автомобили из-за мирового финансового кризиса, граждане Китая приобрели авто на сумму $7,8 млрд.
Обновление автопарка – это первая задача государства, если оно желает повысить уровень безопасности на дорогах, резко снизить загазованность городов и поддержать казахстанский автопром.
Евро-3 проблему не решит
Пока власти пытаются решить проблему за счет запрета ввоза старых автомобилей и перевода транспорта на газ. Так, еще в прошлом году срок внедрения экологического этапа Евро-3 для автотранспортных средств перенесли с 1 января 2012 года на 1 января 2013 года. В Казахстане с 1 января 2013 года ввоз и производство автотранспортных средств, не соответствующих требованиям Евро-3, будут запрещены.
Под запрет попадут произведенные в Европейском союзе бензиновые двигатели с 2001 года и позже, дизели с 2002 года и позже, США – с 2001 года и позже, Японии – с 2005 года и позже, Канаде – с 2004 года и позже, Индии – с 2010 года и позже и так далее.
Другая мера – это перевод транспорта на природный газ. Акимат Алматы закупил 200 автобусов, работающих на газе: 50 уже курсируют по городу по 3 маршрутам, 80 проходят техническую проверку, а 70 только прибыли.
А к концу года в муниципальном автопарке появятся еще и 200 новых троллейбусов. Кроме того, власти города уже разрабатывают проект по созданию системы легкого рельсового транспорта. Также аким Алматы Ахметжан Есимов поставил задачу перевести 100 тыс. частных машин на сжатый природный газ.
По словам акима, для этого создана микрокредитная организация по кредитованию населения для покупки и установки газобаллонного оборудования. «Ориентировочная процентная ставка по таким кредитам будет не более 8%, что позволит обеспечить окупаемость за счет экономии в течение 1 года», – добавил он.
Но что делать с подержанными автомобилями, не попадающими под действие требований экологического стандарта? Власти говорят – эксплуатировать до полного износа. Но они уже сейчас отравляют атмосферу. Ежегодно объем выброса вредных веществ в атмосферу Алматы составляет 237 тыс. тонн, 80% из которых приходится на транспорт.
Безопасность на дорогах
По мнению президента Международной автомобильной федерации (FIA) Жана Тодта, когда в стране на дорогах ежегодно погибают около 2,8 тыс. людей и около 15 тыс. получают травмы, нужно думать об обновлении автопарка. «При таком маленьком населении страны – это очень большие цифры. Я слышал, что в Казахстане смерть на дорогах стоит на втором месте. Нужно образовывать водителей, менять авто на более новые – и эти показатели уйдут», – считает г-н Тодт.
В данной связи весьма примечательна статистика по Шымкенту. По улицам города колесит порядка 190 тыс. автомобилей и других транспортных средств. Ежегодный техосмотр, который проводили полицейские, показал плачевные результаты. 57 тыс. автомобилей имеют те или иные неисправности. Был проверен автопарк 260 предприятий, и в 190 из них в автомобилях есть поломки или неисправности. Частные машины тоже недалеко ушли: к 80% из них у полицейских есть претензии.
Примерно такая же ситуация сложилась во всем Казахстане.
Кроме технического состояния тревогу вызывает качество топлива. По данным международного центра по контролю над качеством бензина, топливо в нашей стране занимает 90-е место из 100 стран, причем 30% казахстанского бензина не соответствует даже стандарту Евро-2.
Председатель Независимого автомобильного союза РК Эдуард Эдоков считает, что «как в сказке тыковка не превратится в карету». «То есть, если мы будем заливать некачественный бензин в наши современные автомобили, это не приведет к улучшению экологической обстановки. Это приведет к тому, что дорогостоящие системы очистки выхлопа будут выходить из строя в течение трех-шести месяцев», – сказал он.
Но улучшить ситуацию с качеством топлива Министерство нефти и газа РК обещает не раньше 2016 года, когда будут модернизированы казахстанские нефтеперерабатывающие заводы.
Нужна госпрограмма
Чтобы придать динамику обновлению автопарка, необходимо разработать государственную программу по утилизации старых автомобилей. Понятно, что владельцы старых машин не имеют финансовых возможностей приобрести новый автомобиль. Значит, государство, если оно думает о безопасности на дорогах и экологии в городах, должно помочь своим гражданам поменять старый автомобиль на новый.
За примерами далеко ходить не надо. Согласно программе утилизации старых автомобилей в России, прием автомобилей пунктами утилизации начался с 8 марта 2010 года. Владелец утилизируемого автомобиля должен привезти его к дилеру, осуществляющему прием утилизируемых автомобилей. У дилера он оплачивает утилизацию автомобиля (по данным Минпромторга – 3 тыс. рублей) и получает сертификат на скидку в размере 50 тыс. рублей.
К концу июня 2011 года Правительство России подвело итоги программы. За время ее действия выдано 600 тыс. сертификатов, на что правительство выделило 30 млрд рублей. В рамках программы «АвтоВАЗ» продал 373,6 тыс. автомобилей (79% всех продаж по утилизации).
Подобная программа в Казахстане стимулировала бы продажи автомобилей на усть-каменогорском заводе «Азия-Авто». К примеру, российская программа утилизации способствовала росту продаж на «АвтоВАЗе» в 2010 году на 42,8%. На казахстанском заводе рост продаж авто также вырастет. Эффективность утилизационной программы доказана и на примере европейских стран и США.
Но вместо этого казахстанские власти пытаются заставить чиновников пересесть с крутых автомобилей на автомобили казахстанской сборки. Во-первых, количество автомобилей, на которых ездят чиновники, не делает погоды в общей статистике, во-вторых, даже если они и пересядут на автомобили казахстанской сборки, ситуация с экологией не изменится.