Коррупция – идеологическое оружие социально-экономического воздействия
Бывший заместитель министра торговли в администрации президента США Билла Клинтона Дэвид Роткопф в своей книге «Суперкласс: те,...Бывший заместитель министра торговли в администрации президента США Билла Клинтона Дэвид Роткопф в своей книге «Суперкласс: те, кто правит миром» утверждал, что в нынешней глобальной экономике крупнейшие корпорации, утратив привязку к единственной стране, приобрели особую власть над национальными правительствами, которые по своей природе ограничены географически. Транснациональные компании создали новое рыночное пространство, где государства соревнуются друг с другом за инвестиции, и такое положение, в сущности, подрывает некоторые из наиболее привычных и до недавних пор наиболее прочных оснований государственного суверенитета.
И в немалой степени данный факт обусловлен процессом слияния государственной политической и мировой финансовой элит в разных регионах мира. Причем наиболее наглядно это проявляется в развитых странах, особенно в США.
Ахиллесова пята глобализации
Можно привести лишь некоторые наиболее показательные примеры, указывающие на глубину связи между элитами в различных кластерах власти. Так, Кондолиза Райс десять лет состояла в правлении крупной нефтяной компании «Chevron», прежде чем заняла пост государственного секретаря в администрации президента США Джорджа Буша-младшего. Ставший в ту пору вице-президентом США Дик Чейни до своего назначения являлся главным исполнительным директором известной нефтесервисной компании «Halliburton», которая получила первый контракт на восстановление и разработку нефтяных месторождений в оккупированном Ираке. В правлении одного из ведущих международных банков «Citibank» представлены бывший глава ЦРУ Джон Дойч и бывший министр финансов США Роберт Рубин. В одном из крупнейших инвестиционных фондов «Carlyle Group» работали 41-й президент США Джордж Буш-старший, его сын – 43-й президент США Джордж Буш-младший, бывший заместитель директора ЦРУ и министр обороны США Фрэнк Карлуччи, бывший государственный секретарь США Джеймс Бейкер, бывший премьер-министр Великобритании Джон Мейджор.
Все вышеприведенные примеры на самом деле представляют собой только малую часть сложившейся системы, которая позволяет влиятельным людям делать политику, покидая ведущие фирмы для прихода в правительство, а затем возвращаться в свои фирмы. Таков один из способов мирового финансового сообщества поддерживать собственное влияние, которое сегодня приобрело всеобъемлющий характер. Именно высший эшелон названного сообщества составляет костяк глобальной элиты.
В то же время профессор политической экономики Гарвардского университета Дэни Родрик 27 марта 2007 года в статье в газете «Financial Times» невольно указал на возможные последствия данной тенденции. В частности, он отмечал: «Ахиллесова пята глобализации – дисбаланс между национальным масштабом правительств и глобальной природой рынков. Здоровая экономическая система требует осторожного компромисса между этими двумя сторонами. Зайдете слишком далеко в одном направлении, и вы получите протекционизм и автаркию. Зайдете слишком далеко в другом, и у вас будет нестабильная мировая экономика, почти не обеспечивающая социальные и политические нужды тех, кому она, по идее, должна помогать».
Можно ли в настоящий период наблюдать присутствие взаимоприемлемого компромисса во взаимоотношениях между национальными правительствами и глобальными финансово-экономическими структурами в лице транснациональных корпораций и стоящими за ними ведущими мировыми банками и инвестиционными фондами? Стоит отметить, что если такой компромисс и существует, то в последнее время он больше похож на скрытое противоборство, в котором для достижения перевеса стороны используют определенные приемы и тактику.
И это утверждение в первую очередь относится к развивающимся странам с переходной экономикой, где политические элиты в меру имеющихся у них в наличии рычагов воздействия пытаются соблюсти национальные интересы во взаимоотношениях с крупными иностранными инвесторами и международными партнерами. Но при этом проводить независимую политику правящим национальным элитам развивающихся стран становится все сложнее ввиду того, что в качестве набора средств для реализации своих глобалистских планов мировая финансовая элита в любой момент может использовать против них политическое влияние, а при необходимости и военную мощь отдельных развитых государств и их союзников.
Такое стало возможным, поскольку процесс ассимиляции политического истеблишмента ведущих капиталистических держав с глобальной элитой принял необратимый характер. И вышеприведенные примеры кадровых перемещений в данной среде наглядное тому доказательство.
По сути, на сегодняшний день приходится констатировать, что политические элиты различных государств в большей или меньшей степени стали послушным инструментарием в распоряжении финансово-экономической суперэлиты глобального масштаба. Хотя для стороннего наблюдателя это не выглядит очевидным ввиду замалчивания истинной картины происходящих в мире изменений мировыми СМИ, поскольку почти все они находятся во владении представителей глобальной элиты и работают под ее контролем. Вместе с этим в целях сокрытия достоверной информации по тем или иным событиям посредством СМИ и интернета задействуются самые передовые психоинформационные технологии для организации и прогнозирования поведения социальных систем различного уровня, а проще говоря, для манипулирования общественным мнением по всему миру.
Давно известно – ничто так не продлевает век любой государственной власти, как порядок в управлении. И этот порядок в первую очередь может быть обеспечен только на основе компетентности и лояльности к правящей элите управленцев на всех уровнях властной вертикали. Понимание этого факта приводит к осознанию того, что в эпоху глобализации противостояние между национальными – государственными политическими и глобальной – мировой финансовой элитами влечет следующие последствия.
Ради достижения намеченных целей в ходе этой борьбы глобальная элита заинтересована в формировании круга доверенных лиц среди высокопоставленных представителей национальных элит, чтобы иметь действенные возможности реализовывать через них принятие выгодных для себя решений на государственном уровне. На языке разведок такие доверенные лица во все времена именуются агентами влияния. Однако их возможностей порой бывает недостаточно, особенно в тех странах, руководители которых имеют собственные взгляды на роль своих государств в дальнейшем мироустройстве.
Тогда одной из приоритетных задач финансовых глобалистов становится ослабление национальной системы управления посредством моделирования и запускания на определенных территориях социальных процессов, приводящих к деградации профессиональных и морально-этических качеств управленческого состава государственных структур различного уровня, что, несомненно, ведет к разрастанию недоверия к органам власти среди широких слоев населения. Вследствие чего, не имея возможности опереться на достаточную общественную поддержку и профессионализм управленцев, являющийся основой эффективной деятельности государственного аппарата, несговорчивой властвующей элите указанных государств невольно приходится сдавать позиции на тех направлениях, где отсутствуют должные компетентность и порядок в управлении.
Дестабилизирующий фактор
Что результативней всего можно использовать для дестабилизации функционирования государственной системы управления, не прибегая к силовым методам воздействия извне? Сегодня следует констатировать, что одним из основных дестабилизирующих факторов в государственном управлении является коррупция, при которой становятся возможными назначения на руководящие должности лиц, не соответствующих по своим профессиональным и морально-деловым качествам занимаемому положению.
В мировом масштабе коррупция как общественное явление имеет глубокие исторические корни, исчисляемые тысячелетиями, но только с середины ХХ века коррупция целенаправленно стала рассматриваться в качестве идеологического оружия в борьбе геополитических «тяжеловесов», которыми на тот момент являлись СССР и США.
Наглядным подтверждением тому может служить содержание доктрины бывшего директора ЦРУ Аллена Даллеса. Он еще в 1945 году описал методы идеологического воздействия на главного геополитического противника США в лице СССР после второй мировой войны. Чего стоят следующие откровения автора, данные в доктрине: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить…
В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого...
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать...
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением…».
Справедливости ради надо отметить, что фактологических подтверждений существования достоверных источников этого текста в таком виде под авторством Аллена Даллеса не найдено, о чем в последнее время все чаще заявляют многочисленные специалисты-исследователи. Но едва ли эти заявления могут служить гарантией того, что первоначальные смысл и направленность положений вышеприведенной доктрины не содержатся в ином, менее литературном виде в других документах для ограниченного служебного пользования. И хотя, по мнению многочисленных политологов, «холодная война» канула в Лету после развала СССР, вряд ли кто из экспертов может с полной уверенностью утверждать, что тезисы доктрины Даллеса и сегодня не находят своего применения на постсоветском пространстве для заполнения идеологического вакуума в умах населения, проживающего на этой территории. Возможно, на этом основывается расчет определенных внешних сил, преследующих собственные цели в данном регионе.
Ведь необходимо понимать, – если раньше идеологические и информационно-психологические методы ведения «холодной войны» использовались ведущими державами преимущественно в геополитическом формате, то в современных реалиях они эффективно служат для реализации геоэкономических интересов мировой финансовой элиты, стремящейся к установлению глобального контроля над перераспределением ресурсов и мирового дохода.
В данной связи естественно, что территории России и некоторых бывших союзных республик попадают в сферу этих интересов, так как обладают огромными запасами природных ресурсов стратегического значения, такими как нефть и газ. К тому же не стоит забывать, что благодаря своему географическому расположению Россия располагает колоссальными резервами пресной воды, нехватка которой в настоящее время весьма ощутимо проявляется в разных регионах мира.
В силу сложившегося устройства мировой финансово-экономической системы стабильность ее функционирования в значительной мере зависит от котировок цен на нефть, поэтому наибольшие зарубежные инвестиции на территории бывшего СССР, как правило, вкладываются крупнейшими транснациональными корпорациями в нефтедобывающую отрасль. При этом многие иностранные инвесторы сознательно полагают, что цель оправдывает любые средства. И одним из таких средств для достижения собственных финансово-экономических интересов становится подкуп чиновников, от которых зависит беспрепятственная и прибыльная реализация инвестиционных проектов в рамках действующего регионального законодательства. Основной причиной таких действий является стремление увеличить финансовые выгоды от инвестиционных вложений за счет снижения затрат инвестора на местном законодательстве.
Таким образом, коррупция в качестве действенного инструмента преодоления законодательных ограничений превращается в доходный бизнес как для инвесторов, так и для недобросовестных чиновников. Подобного рода «инвестиционная деятельность» наносит государству не только ощутимый финансово-экономический ущерб, но что еще хуже – влечет непоправимый морально-нравственный урон, идейные истоки которого содержатся в вышеупомянутой доктрине Даллеса. И в данном контексте необходимо понимать, что крупнейшие иностранные инвесторы и представители мировой финансовой элиты по большей части являются понятиями тождественными.
К чему приводит идеологический вакуум?
Конечно, ошибочно было бы полагать, что коррупция это результат исключительно внешнего преднамеренного влияния. Ведь общеизвестно – сам человек учится чему-то плохому гораздо быстрее, чем хорошему. Но чтобы программа такого «обучения» была запущена и приняла в обществе лавинообразный и необратимый характер, необходимо искусственно создать соответствующие социально-экономические условия в стране, что и можно было наблюдать в свое время на примере процесса развала СССР.
Вследствие кардинального разрушения прежней самодостаточной общественно-экономической формации и политического разделения союзной территории образовался идеологический вакуум, который новые правящие элиты стран СНГ не в состоянии были самостоятельно заполнить. И тогда за них эту работу с большим успехом начали выполнять так называемые «независимые» СМИ, многочисленные общественные фонды и неправительственные организации, находившиеся под зарубежным патронажем. И все это происходило на фоне стремительного обогащения незначительной части населения и такого же стремительного обнищания остальной его части. При сложившихся обстоятельствах главной задачей для большинства людей в ту пору стало собственное и семейное выживание, тогда как для других приоритетом была личная нажива. Но в обоих случаях для использования все средства считались «хороши», и одним из таких средств явилась коррупция.
За двадцать лет после развала Советского Союза выросло целое поколение молодых людей, которые с самого рождения свыклись с подобным положением дел и не видят в нем ничего необычного и предосудительного, то есть для них коррупция стала объективной данностью, такой же, как способность двигаться и дышать. В свою очередь подобное духовно-нравственное состояние общества потворствует распространению скрытой и явной пропаганды культа денег, как универсального средства для удовлетворения каких угодно жизненных потребностей, направленной посредством многочисленных СМИ в первую очередь на сознание молодого поколения.
В настоящее время коррупция в обществе разрослась до таких пределов, что имеет свою градацию. Теперь принято отличать коррупцию низового уровня, с чем большинство граждан в повседневной жизни сталкиваются в больницах, школах, вузах, государственных учреждениях и так далее, от коррупции более высокого уровня, с которой большинство населения не встречается, но знает о ее существовании с чужих слов и из СМИ. Необходимо отметить, что последствия коррупции разных уровней имеют существенные отличия.
Проявления условно называемой бытовой коррупции в первую очередь негативно сказываются на состоянии морально-нравственного климата в обществе, ведут к углублению его расслоения по социальным признакам, провоцируют факты нетерпимости между отдельными социальными группами, порождают у населения разочарование действиями властей. В свою очередь коррупция верхнего и высшего эшелонов наносит государству значительный финансово-экономический ущерб, снижает уровень национальной, экономической и общественной безопасности страны, когда вследствие протекционизма и подкупа на ответственные должности назначаются лица, не обладающие необходимыми профессиональными и морально-этическими качествами.
По мнению экспертов ООН, ежегодная сумма взяток в мире составляет порядка одного триллиона долларов США. Но коррупция может принимать завуалированные формы, когда подкуп высокопоставленных должностных лиц происходит посредством предоставления им очень выгодных условий для получения крупных финансовых дивидендов. Так что, учитывая латентный характер коррупции высшего эшелона и закрытость информации по ней, следует полагать, что названная цифра как минимум в несколько раз выше.
Причем, судя по всему, значительная часть этих денег отмывается и увеличивается в размерах при проведении спекулятивных операций на международных фондовых рынках, прежде чем поступить в дальнейшее обращение на территориях различных государств. А, как известно, неконтролируемое увеличение денежной массы в обращении непосредственно ведет к повышению уровня цен, то есть к инфляции. И особенно это чревато негативными последствиями для развивающихся стран с переходной экономикой, где неучтенный теневой прирост денежного обращения не может быть обеспечен реальными товарами, работами и услугами внутреннего рынка.
Теперь, когда становится понятно, какие социальные проблемы порождает коррупция в обществе, какие негативные экономические последствия она несет для государства, наверное, настало время всерьез задуматься, каким образом не на словах, а на практике следует постараться исправить ситуацию, пока она совсем не вышла из-под контроля.
Мудрецы древности считали, что все явления в мире изначально нейтральны и обретают те или иные качества в сознании людей, лишь пройдя через призму человеческого восприятия. Пока что коррупция остается в сознании общественного большинства явлением общепринятым и незазорным. Возможно, настало время менять восприятие?