А воз и ныне там
Сможет ли Казахстан получить статус страны-последователя ИПДО? На сегодняшний день Казахстан не смог доказать свое соответст...Сможет ли Казахстан получить статус страны-последователя ИПДО?
На сегодняшний день Казахстан не смог доказать свое соответствие критериям ИПДО и пока не имеет статуса страны-последователя. Принимая во внимание снижение активности по продвижению Инициативы в Казахстане во второй половине 2011 года, это решение было ожидаемым.
Нам дано 18 месяцев испытательного срока на исправление недостатков. До августа 2013 года Международный секретариат ИПДО, орган, наблюдающий за исполнением требований Инициативы, закрепил за Казахстаном статус страны-кандидата. За это время нашей стране необходимо подтвердить статус страны-последователя, приверженной принципам прозрачности добывающих отраслей.
Напомним, что Казахстан стал участником ИПДО в 2005 году. Для реализации инициативы был создан Национальный совет заинтересованных сторон (НСЗС), членами которого стали представители правительства, ряда добывающих компаний и гражданского общества.
В этом году, по словам Жанибека Хасана, директора программы «Прозрачность государственных финансов» Фонд Сорос-Казахстан, наблюдается активизация процесса, о чем свидетельствуют проведенные в текущем году заседания НСЗС. На сегодняшний день определен состав НСЗС, руководство Советом передано заместителю премьер-министра Кайрату Келимбетову, сформированы рабочие группы по всем ключевым вопросам (коммуникации, валидация, согласование новой версии меморандума и положения о Совете), определены сроки реализации первоочередных шагов.
Однако, по мнению Юрия Криводанова, директора ОО «Благо», процесс реализации в Казахстане Инициативы прозрачности добывающих отраслей до недавнего времени был скорее мертв, чем жив. «Причем причина этому не только в пассивности компаний и в нежелании правительства обеспечить полное соответствие принципам ИПДО, но и в НПО, участвующих в этом процессе», – говорит он.
По его словам, суть перманентного конфликта в том, что одна группа НПО все эти годы стремится к монополизации своей роли в ИПДО и, по существу, к созданию очередной псевдообщественной конторы, действующей на республиканском уровне и совершенно закрытой от общества и от его потребностей. Другая же группа НПО, напротив, пытается сделать процесс открытым для всех заинтересованных сторон и сместить вектор продвижения в ИПДО на местный уровень – в города и поселки, в которых действуют добывающие компании.
С такой оценкой ситуации не согласны в коалиции «Нефтяные доходы – под контроль общества!». «Это точка зрения Криводанова, которая основана на его позиции, что Казахстан надо признать несоответствующим критериям ИПДО и исключить из процесса реализации Инициативы прозрачности и, как следствие, из списка стран, реализующих ИПДО. Последовательно действуя в этом направлении, Криводанов, являясь членом НСЗС, всячески препятствовал работе НСЗС», – отмечает Светлана Ушакова, координатор коалиции «Нефтяные доходы – под контроль общества!».
По ее словам, одна группа НПО, о которой говорит Юрий Криводанов, это коалиция НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!» и Гражданский альянс Казахстана. Оба данных объединения НПО представлены во всех регионах Казахстана, и общая численность НПО в их составе составляет более 550 организаций. С 2004 года эти организации взаимодействуют и принимают общие решения в рамках процесса реализации ИПДО в РК.
«Другая группа НПО – это ассоциация «Азаматтык Курултай», созданная для противодействия коалиции и ГАК, после того как Юрий Криводанов не был переизбран в НСЗС от НПО. Единственная цель Криводанова и «АК» – зафиксировать для себя особое место в НСЗС в обход всех существующих процедур, которые выработаны остальными НПО», – отмечает г-жа Ушакова.
Не вдаваясь в детали конфликта, отметим, что успешная реализация Инициативы и получение Казахстаном статуса страны-последователя является общей задачей.
На данный момент по всем проблемным вопросам намечены сроки реализации первоочередных шагов. При этом важно отметить, что утвержденный состав НСЗС обеспечил право на принятие решений по ИПДО всем группам заинтересованного гражданского общества, что, безусловно, оживит этот процесс, признает г-н Криводанов.
«Самым первоочередным вопросом в этом процессе является изготовление 6-го и 7-го национальных отчетов по ИПДО (в прошлом году из-за кризиса ИПДО изготовление 6-го отчета было сорвано), в связи с чем мной был разработан проект технического задания на изготовление этих отчетов, который содержит множество новаций, призванных существенно повысить прозрачность добывающих отраслей», – говорит он.
По мнению Жанибека Хасана, среди первоочередных мер необходимо предпринять ряд действий по углублению процесса внедрения Инициативы в Казахстане. Среди них всесторонний анализ ситуации в области обеспечения прозрачности платежей от добывающих отраслей, утверждение технического задания для проведения аудита платежей, по итогам аудита подготовка отчетов о платежах недропользователей и полученных суммах правительством за 2010 и 2011 год в соответствии с новыми требованиями ИПДО. Кроме этого, необходимо пересмотреть меморандум и придать устойчивость статусу национального совета путем принятия соответствующего постановления Правительства РК. Отметим, что в «Правилах ИПДО. Выпуск 2011» четко определены требования к странам-кандидатам, всего их 15.
В Фонде Сорос-Казахстан уверены, что при условии активной и согласованной работы всех заинтересованных сторон Казахстан оперативно выполнит все требования в срок до 15 августа 2013 года и получит статус страны, соответствующей всем стандартам ИПДО. В противном случае Казахстан может быть исключен из международной инициативы.