Цены растут… Приятного аппетита!
Рост цен на продовольствие в Казахстане обусловлен не только удорожанием нефти и сложными погодными условиями, но и высокой ст...
Рост цен на продовольствие в Казахстане обусловлен не только удорожанием нефти и сложными погодными условиями, но и высокой степенью зависимости республики от импорта.
В конце апреля Всемирный банк опубликовал доклад, согласно которому с начала года цены на продовольствие во всем мире выросли на 8%. Специалисты банка объяснили это ростом цен на нефть и сложными погодными условиями в разных регионах планеты минувшей зимой. «Цены выросли за три полных месяца, начиная с января, – говорит ведущий экономист Всемирного банка Хосе Куеста. – К настоящему моменту они выросли на 8% по сравнению с декабрем прошлого года и только на 6% отстают от исторического скачка в феврале 2011 года».
Cитуацию с ценами на продовольствие в Казахстане нельзя назвать безоблачной. Наряду с объективными факторами, уже озвученными выше, на нашем внутреннем рынке есть проблемы, без решения которых говорить о стабильности не приходится. В частности, речь идет о высокой степени зависимости от импорта продовольствия.
Объективные факторы налицо
Что касается роста цен на нефть, то он очевиден. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в течение 2011 года мировой спрос на нефть достиг рекордного уровня. Согласно докладу МЭА, глобальное потребление «черного золота» к концу 2011 года впервые в истории превысит 90 млн баррелей в день. Для сравнения: прогноз мирового потребления нефти на 2012 год составляет до 89,9 млн барр./день, среднегодовое – 80-85 млн баррелей.
Цены на нефть растут и в начале 2012 года. Так, средняя цена барреля нефти марки Urals, составляющей основу российского экспорта, в течение января текущего года сложилась на уровне $109,8, что превышает аналогичный показатель за первый месяц 2011 года на 17%.
Что касается природных катаклизмов, то и здесь фактов предостаточно. В 2011 году на Новую Зеландию обрушился мощный циклон Вилма, в Китае свыше 2,2 млн человек испытывали нехватку питьевой воды из-за установившейся в ряде районов страны сильнейшей за последние несколько десятилетий засухи. В бразильском штате Рио-де-Жанейро число жертв наводнений и оползней составило 803 человека, в Германии Эльба затопила прибрежные города, следом за Японией землетрясения были зафиксированы в ряде других стран мира.
Как подсчитали в страховой компании Swiss, суммарно природные катаклизмы в 2011 году обошлись мировой экономике в рекордные $350 млрд. Страховщикам пришлось заплатить за стихийные бедствия, произошедшие в Японии, Таиланде, США и Новой Зеландии, $108 млрд.
Казахстан, как всегда, в «лидерах»
Кстати, Казахстан находится в мировых «лидерах» не только по показателю бедности, но и по темпам роста цен на продовольствие. Этот рост ощутили чиновники высокого ранга. Так, председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Мурат Оспанов еще в середине апреля, выступая на правительственном часе в мажилисе, рассказал о том, что, как и рядовые казахстанцы, ходит за продуктами питания в магазины, и тоже ощутил рост цен на товары первой необходимости. При этом он добавил, что в регионах продукты питания стоят чуть дешевле.
А еще в мае прошлого года на IV Астанинском экономическом форуме президент РК Нурсултан Назарбаев отмечал, что рост цен на сырье, энергоресурсы вместе с ростом мирового потребления и природными катаклизмами привели к повышению цен на продукты питания.
«Последствие продовольственных кризисов – это обострение социальной и политической обстановки по всему миру, в этих условиях необходимо поддерживать продовольственную безопасность на региональном и глобальном уровне, важны межстрановая координация и проведение согласованных цивилизованных действий», – заявил Нурсултан Назарбаев.
Данный рост виден и в глобальном разрезе. Так, эксперты «РИА-Аналитика» подсчитали, что в 2011 году Казахстан занял четвертое место среди 33 стран Европы по темпам роста цен на продукты питания. В «Рейтинге стран Европы по росту цен на продукты питания» показатели Казахстана следующие: индекс цен декабря 2011 года к декабрю 2010 года составил 109,6%, индекс потребительских цен – 107,4%. Выше нас только Беларусь (223,8% и 208,7%), Турция (112,2% и 110,5%) и Кипр (112,1% и 104,2%). Ниже нас Молдова (107,4% и 107,8%), Мальта (105,6% и 101,3%) и Чехия (105,3% и 102,8%). Россия с 2,4% оказалась на 23-м месте, Украина – на 31-м с 0,7%. В Швеции продукты не подорожали (32-е место), а в Норвегии, наоборот, подешевели на 0,2% (33-е).
Казахстан, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», также лидировал по росту цен на мясо и мясопродукты. Так, по данным статистиков, мясо овец стало дороже на 31,3%, крупного рогатого скота – на 23,9%, свиней – на 5,5%, птицы – на 1,1%.
Еще об одном факторе, инфляции, рассказал глава Нацбанка Григорий Марченко. «Если что-нибудь вокруг Ирана случится, и цена на нефть будет 200 долларов за баррель, у нас цены на ГСМ вырастут, и тогда, соответственно, вырастет инфляция. Или летом где-нибудь случится засуха, и цены на продовольствие резко вырастут – опять же это будет выгодно нашим экспортерам нефти, экспортерам зерна, но для инфляции будет плохо», – объяснил г-н Марченко. Тем не менее, по его словам, Нацбанк не намерен пересматривать свой прогноз по инфляции (6-8% в год).
Плохая управляемость
Но само качество управляемости потребительским рынком со стороны госрегуляторов вызывает большие сомнения. Так, по мнению Куандыка Айнабека, директора НИИ новой экономики Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, рост цен на продукты питания остается одним из стержневых факторов инфляционного давления на экономику. Этому способствуют два фактора: предельно комфортная обстановка для экспортеров на внешних рынках сбыта и высокий покупательский спрос внутри страны.
Он указал на факторы, которые мешают Нацбанку удержать инфляцию в прогнозных рамках. «Это кредитный перегрев, который «сбросил обороты» лишь в последние 2 месяца 2011 года, да и то в основном за счет внешних факторов. Это и стабильно высокий рост доходов всех субъектов экономики от крупных компаний-экспортеров до физических лиц. Например, рост зарплат в бюджетном секторе на 30% и в частном – на 20%», – сказал г-н Айнабек. И указал на плохую управляемость цен на продукты питания. «Если учесть, что именно основные продукты питания входят в число главных параметров, определяющих уровень инфляции, и если прибавить к этому аналогичные показатели роста индекса цен в промышленности (где-то 14-20% по разным отраслям), то становится понятно, что и новые прогнозы правительства по инфляции могут в действительности отстать от реальной ситуации», – подчеркнул эксперт.
Почему цены перешли на галоп
Начало 2012 года тоже не сулит правительству спокойной жизни. Цены на продукцию сельского хозяйства, в частности мясо, крупы, а также фрукты и овощи заметно выросли. Только за первый месяц 2012 года мясо подорожало на 1,4%, а фрукты и овощи – на 1,1%. В среднем продовольственные товары подорожали за январь на 0,5%.
По словам г-на Оспанова, АРЕМ провело анализ влияния транспортных расходов и затрат на электроэнергию на увеличение стоимости продуктов питания. В частности, для производства хлеба доля электроэнергии составляет около 6%. «Если электроэнергия растет на 10%, то понятно, что рост этой доли займет менее 1% на производство хлеба. Это говорит о том, что сегодня именно электрическая энергия не очень большую долю занимает для того, чтобы резко поднять рост», – пояснил он.
В то же время предприниматели, объясняя рост цен на продовольствие, спекулируют цифрами. «Если на 10% рост электроэнергии составил, то они, ссылаясь на это, говорят, что тоже будут поднимать свою продукцию на 10%. Хотя влияние небольшое», – заметил Мурат Оспанов.
Но новых идей по стабилизации ситуации в правительстве пока нет. Последние по времени идеи были озвучены еще в феврале прошлого года министром экономического развития и торговли Жанар Айтжановой. В частности, предлагалось финансировать из местных бюджетов социально-предпринимательские корпорации (СПК), чтобы они поддержали цены на определенном уровне. Среди краткосрочных мер – снижение импортных пошлин на продуктовые товары, овощи, фрукты. Среди мер долгосрочных – снижение зависимости от импорта продовольствия.
На сегодняшний день в Казахстане доля импорта продовольствия колеблется от 40 до 60% в зависимости от вида продукции. И пока эта зависимость только растет, несмотря на заявления Минсельхоза о том, что она будет сокращаться.