Пенсия: спасение утопающих дело рук самих утопающих
Пенсионная система Казахстана далека от совершенства. Чтобы она стала эффективной, нужно, чтобы и государство взяло на себя ча...
Пенсионная система Казахстана далека от совершенства. Чтобы она стала эффективной, нужно, чтобы и государство взяло на себя часть ответственности.
Как сообщает КазТАГ, в Казахстане разрабатывается концепция преобразования пенсионной системы – слияние всех пенсионных фондов в один государственный, управлять которым будет иностранная компания. Пока эта информация идет со ссылкой на конфиденциальный источник. Если ее опровергнут и государство не возьмет на себя часть ответственности, значит, казахстанская пенсионная система может оказаться в крайне сложной ситуации. Если же информация будет подтверждена на самом высоком уровне, значит, часть нефтяных доходов пойдет на укрепление устойчивости пенсионной системы.
Общество беспокоит неустойчивость накопительных пенсионных фондов (НПФ) и нежелание государства брать на себя часть финансовой ответственности. Кроме этого, не утихают споры, спровоцированные заявлением главы Нацбанка Григорием Марченко, предложившим уравнять возраст выхода на пенсию мужчин (63 года) и женщин (58 лет). Главный банкир имел в виду, что чем больше женщины будут работать, тем большую пенсию заработают по накопительной системе. На заявление главного банкира уже отреагировало общество. Согласно данным социологического исследования Института политических решений, 81,8% жителей городов не поддержали эту инициативу.
А воз и ныне там
В Казахстане действует смешанная пенсионная система, которая состоит из солидарной и накопительной систем.
В настоящее время в республике действуют три уровня пенсионного обеспечения. Первый – это базовые пенсионные выплаты, которые выплачиваются всем гражданам по достижении пенсионного возраста, независимо от стажа и заработной платы. Второй уровень – пенсии из распределительной системы для тех, кто имеет предусмотренный законодательством трудовой стаж до 1 января 1998 года, а также выплаты из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных пенсионных взносов. Получателями пенсий второго уровня являются участники солидарной и смешанной системы пенсионного обеспечения. Есть также и третий уровень – это добровольные и добровольные профессиональные пенсионные отчисления.
На сегодняшний день государство не способно обеспечить безбедную старость. Согласно Закону РК «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы», с 1 января 2012 года установлены следующие размеры пенсий в Казахстане: базовая пенсия – 8720 тенге, минимальная пенсия – 17491 тенге, максимальная пенсия – 47327 тенге. При нынешнем довольно высоком уровне розничных цен на потребительском рынке такая пенсия не позволяет надеяться на безбедную старость.
Но у казахстанцев есть и альтернатива – накопительная система. Чтобы понять, насколько она эффективна, нужно обратиться к статистике. Так, на 1 марта 2012 года количество счетов по обязательным пенсионным взносам составило 8 млн 157 тыс. 171 тенге. А количество счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам составило всего лишь 38150 с суммой пенсионных накоплений 1,2 млрд тенге. Надо также заметить, что с начала года количество счетов вкладчиков, перечисляющих добровольные пенсионные взносы, уменьшилось. Число же счетов по добровольным профессиональным пенсионным взносам остается незначительным – всего 4108 с суммой накоплений 117,4 млн тенге.
Как сказал нам на условиях анонимности специалист одного из НПФ, цифры свидетельствуют о том, что добровольно вкладывать средства в пенсионные фонды желают немногие, а добровольные профессиональные взносы очень малы.
Государство недовольно менеджментом
Накопительная пенсионная система требует, мягко говоря, модернизации. Поэтому не случайно в январе 2012 года в своем ежегодном обращении президент РК Нурсултан Назарбаев подверг эту систему критике и поручил Нацбанку РК и правительству усовершенствовать пенсионную систему. Вместе с тем глава государства отметил, что «вкладчики не могут самостоятельно влиять на деятельность инвестиционных организаций, поэтому негативно относятся к денежным отчислениям».
Предполагается, что предложения по реформированию казахстанской пенсионной системы будут выработаны к лету текущего года.
В данной связи уместно упомянуть итоги исследования, которое в 2001 году провела независимая исследовательская компания «КОМКОН-2 Евразия». Тогда на вопрос, что не удовлетворяет вкладчиков в работе пенсионных фондов, были получены следующие ответы: недостаточность или отсутствие информации о работе НПФ и пенсионной реформы в целом – 38,5% респондентов, отсутствие убеждения в сохранности пенсионных вкладов – 34,4%, несвоевременные выплаты и невысокий уровень обслуживания – 16,1%, невысокая доходность – 14,4%, проблемы перевода пенсионных накоплений из других фондов – 5,5%.
А теперь совсем свежие данные. На сегодняшний день инвестиционный доход НПФ значительно отстает от показателей инфляции. По данным Комитета по финнадзору Нацбанка РК, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ по умеренному инвестиционному портфелю составил за пятилетний период (февраль 2007 года – февраль 2012 года) 27,34%. Для сравнения: накопленный уровень инфляции за аналогичный период составил 57,99%. А скорректированный средневзвешенный коэффициент номинального дохода составил 26,75%.
По мнению рыночных аналитиков, «инфляция более чем в два раза превышает инвестдоход НПФ».
Вывод очевиден: с 2001 года в накопительной системе практически ничего не изменилось. Доходность, как видно, крайне низкая, прозрачность – нулевая, вера в НПФ, как явствует из количества счетов вкладчиков по добровольным пенсионным взносам, низкая, и так далее по списку...
В перспективе…
В перспективе Казахстан намерен отказаться от солидарной системы и оставить только накопительную.
Но мировая практика свидетельствует, что в чистом виде накопительная или солидарная системы встречаются крайне редко. В основном это комбинированные модели с превалированием того или иного института социальной защиты.
Во многих европейских странах пенсионная система насчитывает три уровня. Обязательное пенсионное страхование, добровольное обеспечение по старости от предприятий и частные накопления. Если в Казахстане система пенсионного страхования финансируется страховыми взносами граждан и работодателей, то в Европе еще и дотациями от государства.
В США есть не только государственная система пенсионного обеспечения, но и частные системы. Здесь три основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы, личные пенсионные счета и аннуитеты.
Кстати, в Чили, чья пенсионная модель использована в Казахстане, согласно новой пенсионной реформе, с 1 июля 2008 года наряду с накопительной пенсией была введена система государственных солидарных пенсий. Здесь отказались от идеи внедрения накопительной системы как безальтернативной, ибо, как и в нашей стране, выявились проблемы в ее функционировании.
В любом случае властям стоит помнить, от какой идеи отказались чилийские разработчики…